В УДАЛЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Автор: Максим Момот

Всеобщий переход к удаленной работе, отказ компаний от офисов, закат эпохи бизнес-путешествий стали общим местом в прогнозах о том, каким будет мир после глобальной пандемии коронавируса. Однако все это необязательно случится — революционным переменам мешают как прозаические проблемы, так и общая неготовность бизнеса к фундаментальной перестройке

Найти баланс

«Что такое город и зачем он был нужен, до конца не выяснено», — писал Клиффорд Саймак в романе «Город», вышедшем в 1952 году. В будущем, которое описывал американский фантаст, люди переселились в сельскую местность в собственные усадьбы, поскольку необходимость оставаться в мегаполисах исчезла. Примерно таким видится многим экспертам будущее после эпидемии — опустевшие офисы и счастливые сотрудники, работающие из своих загородных домов.

Реальность, однако, прозаичнее. ВЦИОМ свидетельствует: 60% опрошенных россиян, перешедших на удаленный режим работы, заявили, что недовольны этим. Среди причин недовольства — сложность сосредоточиться на работе в домашних условиях, проблема с разграничением работы и личной жизни, плохая интернет-связь и слабые компьютеры. А каждый десятый просто устал находиться дома.

Дополнительные проблемы с работой из дома возникают у женщин, на которых в основном лежат и заботы по хозяйству. «Есть основания полагать, что женщины чувствуют себя намного более перегруженными, чем мужчины», — отметила в комментарии РБК американский бизнес-тренер Джулия Крац, основатель компании Next Pivot Point в сфере HR-консалтинга. Она процитировала исследования, согласно которым перегруженными себя чувствуют 31% женщин. Это, подчеркивает Крац, приводит к тому, что 14% женщин подумывают о том, не уйти ли вовсе с работы.

«Для сотрудников важно справиться с одиночеством, мотивировать себя, заставить себя прилагать усилия, найти баланс между работой и личной жизнью и потенциально работать с руководителем, который не знает, как управлять удаленной командой», — отметил в комментарии РБК футуролог и бизнес-тренер из США Джейкоб Морган, перечисляя трудности, с которыми приходится сталкиваться работающим вне офиса.

Хотят все знать

К управлению удаленными командами работодатели действительно не всегда подготовлены. В России перевести часть сотрудников на дистанционный формат готовы лишь 20% компаний, при этом лишь 7% соглашаются отправить на удаленку весь штат.

И это не случайно. «В ходе нынешнего эксперимента с работой из дома стало до боли очевидно, что многие организации устроены ужасно старомодно, — отметил в комментарии РБК Пим де Моррей, сооснователь нидерландской консалтинговой компании Corporate Rebels (победитель одной из номинаций международной премии Thinkers50). — Компании боятся разрешать людям работать удаленно, поскольку отсутствует необходимая инфраструктура, которая обеспечивала бы такую работу». В качестве примера де Моррей приводит страсть компаний к отслеживанию продуктивности сотрудников по подсчету часов, которые те проводят в офисе. «Поскольку сейчас это невозможно, многие компании с большим трудом пытаются приспособиться к ситуации, — говорит собеседник РБК. — На самом деле некоторые компании настолько недоверчивы, что начинают следить за сотрудниками через специальное программное обеспечение. Если вам нужны такие программы для поддержания продуктивности, значит есть и другие проблемы, которые надо решать».

У компаний, использующих шпионские программы для контроля за удаленной работой сотрудников, по словам де Моррея, очевидно, нет других способов оценки эффективности, кроме показателей, которые это программное обеспечение может фиксировать, — отработанные часы, отправленные письма, посещение сайтов и т.д. «Все это фокусируется на процессе выполнения работы, а не на фактическом результате этой деятельности, — подчеркивает эксперт. — Вместо того чтобы шпионить за тем, сколько времени сотрудники проводят на рабочем месте, компании должны оценивать их на основании результатов работы». А к этому готовы далеко не все бизнесы. «Этот высокий уровень недоверия — большое препятствие для того, чтобы сделать удаленную работу успешной и реализуемой», — отмечает де Моррей. Сейчас же, по его словам, сотрудники, работающие удаленно, ощущают себя оторванными и невовлеченными, а менеджеры чувствуют, что не могут контролировать свои команды.

Однако этим препятствия для перехода на удаленную работу не исчерпываются. По мнению сооснователя Corporate Rebels, компаниям и их боссам не хватает технологической инфраструктуры для легкого обмена знаниями, для коммуникации, для оценки работы. Другая причина, о которой он говорит, — устаревшая иерархическая структура компаний, которая требует множества коммуникаций сверху вниз. «Прогрессивные организации, исследованием которых мы занимаемся, не испытывают слишком больших трудностей в работе в ходе этой эпидемии, — уверяет де Моррей. — Они уже привыкли к низкому уровню иерархичности, большой свободе, доверию и высокому уровню прозрачности компаний». По его словам, для сотрудников нет никакой необходимости сидеть в офисе с девяти утра до пяти вечера, чтобы быть продуктивными. Равно как заполнять их календарь бесконечными встречами.

«Большинство исследований показывают, что к максимизации продуктивности приводят смешанные условия труда, когда некоторые дни сотрудник работает в офисе, а некоторые из дома, — говорит Джулия Крац. — Бывают ситуации, когда клиенты сталкиваются с проблемами или могут быть особенности работы, при которых личное присутствие критически важно, но это скорее исключения».

Иллюзия контроля

По оценке Пима де Моррея, для перехода к удаленной работе нужно дать командам больше свободы, автономии и ответственности. «Руководители и менеджеры должны отказаться от иллюзии контроля и сфокусироваться на передаче ответственности вниз, к командам, — говорит он. — Это увеличивает и вовлеченность, и продуктивность. Компании, которые пошли по этому пути вместо традиционной иерархической пирамиды, организовались в структуру из сети команд. Это как экосистема небольших компаний, работающих вместе автономным образом».

Одним из первых примеров «горизонтальных» компаний стал Zappos — крупный американский онлайн-магазин, торгующий обувью и одеждой. Ему удалось достичь впечатляющего роста бизнеса именно благодаря отказу от привычной модели, когда сотрудников постоянно понукают выбранные руководством менеджеры: основатель компании Тони Шей разделили Zappos на самоуправляющиеся коллективы, в которых естественным образом возникали лидеры.

Опасность, по мнению экспертов, кроется в том, что компании предпочитают делать вид, что основные проблемы удаленки лежат не в структурной и управленческой, а в чисто технической плоскости. Так, канадская компания Shopify, занимающаяся разработкой ПО для онлайн-ретейлеров, решила выплатить сотрудникам, отправленным работать из дома, по тысяче долларов на покупку необходимого для этого оборудования. Оплатить такие расходы своим сотрудникам обещал и Twitter, который помимо этого решил возместить дополнительные расходы родителям, работающим дома, на уход за детьми. Такая помощь, конечно, полезна, но не приводит к переменам в управлении. Радикальных перемен после завершения эпидемии, по мнению Пима де Моррея, ждать не стоит. «Я подозреваю, что большинство компаний вернутся к своему обычному состоянию так скоро, как только получится, — говорит он. — Это значит, что они не используют нынешний кризис для того, чтобы стать лучшей версией себя. Это рано или поздно убьет такие компании».

Полеты наяву

Другой популярный прогноз о мире после эпидемии — гибель индустрии бизнес-путешествий и закат туротрасли в целом. В качестве доказательства часто приводится, например, тот факт, что к апрелю 2020 года объем авиаперевозок в США сократился на 95% по сравнению с 2019-м.

Сомнения в том, что бизнес-путешествия когда-нибудь снова станут востребованными, выражает, например, сооснователь Microsoft Билл Гейтс. По его словам, дело здесь в сопоставлении необходимости в таких поездках и риска, с которым они связаны.

Не случайно компании, работающие над технологиями телеприсутствия, рисуют футуристичные картины, акцентируя внимание на том обстоятельстве, что эпидемия коронавируса практически совпала с началом внедрения технологий 5G, которые должны значительно повысить скорость и объемы передаваемых данных. «5G изменит все, откроет возможности, которые вы никогда не считали реальными, — рассказала в комментарии РБК представитель датской компании Blue Ocean Robotics Камилла Кнудсен. — Садиться на самолет, летать по всему миру — все это будет казаться слишком будничным. 5G определенно изменит наше отношение к телеприсутствию и к тому, как мы им пользуемся».

Среди разработок дочерней компании Blue Ocean Robotics — GoBe Robots — роботы Beam, обеспечивающие дистанционное присутствие. Они представляют собой платформу с размещенным на ней монитором с видеокамерой и микрофоном, которая может кататься по офису на колесах. На монитор выводится изображение человека, управляющего платформой удаленно — с помощью компьютерной мышки. Эти моторизированные «аватары» пользователей могут съезжаться в офисе, проводя там совещания с такими же роботами-платформами, а также с реальными людьми. По словам Камиллы Кнудсен, спрос на таких роботов из-за эпидемии COVID-19 заметно вырос.

Подобные роботы могли бы использоваться и вместо физических перелетов на деловые встречи. Авторы доклада компании IdeaWorks, посвященного перспективам авиапутешествий, согласны с тем, что часть бизнес-поездок будет навсегда заменена телекоммуникациями. Однако от реальных полетов откажутся далеко не все. В исследовании приводятся данные опроса, проведенного накануне эпидемии (в ноябре 2019-го) среди американцев, совершающих деловые перелеты. Выяснилось, что 81% опрошенных считают, что бизнес-путешествия «помогают выстроить ключевые взаимоотношения». Так что живое общение не получится заменить беседой роботов на колесиках. Такой же процент опрошенных отметили, что совмещают путешествия по делам с отдыхом: а заменить пляж и походы по незнакомому городу сидением перед компьютером — перспектива более чем печальная. В пользу этого прогноза свидетельствует то, что в Китае индустрия бизнес-перелетов уже начала восстанавливаться.

Что касается обычного туризма, если верить докладу IdeaWorks, то слабые авиакомпании либо уйдут с рынка, либо будут поглощены более сильными. Некоторые отели закроются. Однако потребителей привлекут более низкие цены на путешествия, которые компании предложат после кризиса. А с учетом того, что игроков на рынке останется меньше, они смогут получить прибыль даже при сжатии отрасли как таковой.

Точка невозврата

Однако полного возврата к прежней жизни, скорее всего, действительно не будет. В связи с переходом к удаленной работе заметно снизился спрос на офисы, и тренд может быть долговременным. Согласно прогнозам консалтинговой компании JLL, падение спроса на офисные помещения в Москве в 2020 году по сравнению с 2019-м составит 23%. После пандемии офисы могут стать намного более компактными. Такого взгляда, например, придерживается миллиардер Уоррен Баффетт. «Предложение и спрос на офисные площади могут измениться значительно, — говорит он. — Многие люди узнали, что можно работать дома». CEO банка Barclays Джес Стейли также полагает, что практика «сажать 7 тыс. человек в одно здание» может уйти в прошлое. Директор по дизайну интерьера нью-йоркской студии архитектурной компании Perkins and Will Брент Капрон считает, что офисы будущего станут местом, где сотрудники будут просто собираться вместе время от времени, в то время как основную работу делать удаленно.

С таким мнением, впрочем, согласны далеко не все. Бывший CEO Google Эрик Шмидт, напротив, утверждает, что после эпидемии компаниям понадобится не меньше офисных площадей, а больше. Причина, которую он приводит, элементарна — в офисе сотрудникам нужно будет обеспечить безопасную дистанцию для работы, для чего и потребуется больше места, чем прежде. По прогнозу Шмидта, важные перемены действительно произойдут, но другого рода. Компании могут обеспечить для части сотрудников, живущих за городом, далеко от офиса, возможность не только работать из дома, но и приезжать работать в какие-то локальные центры, расположенные в пригороде. По сути своей эти центры, видимо, тоже будут офисами.

«В долгосрочной перспективе не думаю, что офисы исчезнут, — говорит Джейкоб Морган. — Конечно, использование гибких вариантов работы может вырасти, но будут ли все постоянно работать из дома? Абсолютно уверен, что нет».

***

«В ходе нынешнего эксперимента с «работой из дома» стало до боли очевидно, что многие организации устроены ужасно старомодно»

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *