Госдума РФ приняла в третьем чтении законопроект о цифровых финансовых активах (ЦФА). Согласно документу, криптовалюта — это цифровой код, который можно использовать в качестве сбережений, а цифровые активы признаются имуществом. Новый закон может вступить в силу с уже 1 января 2021 года.
Что это за инициатива?
Законопроект о ЦФА — это один из четырёх документов, которые определят правовой статус криптовалют, ICO, майнинга и смарт-контрактов в России. Пока приняты два из них: изменения в Гражданский кодекс, касающиеся цифровых прав, а также закон о привлечении средств с использованием краудфандинговых платформ. Ещё один — закон о цифровой валюте — Госдума должна принять осенью.
Кто автор?
Законопроект о ЦФА инициирован депутатами и сенаторами во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.
В чём суть законопроекта?
Документ даёт два определения.
Цифровая валюта. Это, по сути, почти любая криптовалюта. Можно проводить с ней сделки, использовать в качестве сбережений и инвестиций. Но при этом с её помощью запрещено приобретать товары и услуги, а также рекламировать такую возможность. Цифровую валюту предложили считать имуществом, поэтому на неё можно будет наложить взыскание. Регулирование криптовалют должно быть прописано в осеннем законопроекте о цифровой валюте. Этот закон должен будет вступить в силу одновременно с законом о ЦФА.
Цифровые финансовые активы (ЦФА). Это имущество в электронной форме: криптовалюта и токен. Они очень похожи на ценные бумаги, однако в России для них будет предусмотрен отдельный правовой режим. Так, например, акционерное общество может выпустить акции в виде ЦФА. Но тогда в виде обычных ценных бумаг ему сделать это будет нельзя. Токены можно будет передать в залог, продавать и покупать, но средством платежа они не признаются — рассчитаться ими будет нельзя. Вести реестр ЦФА будет Центробанк РФ.
Могу ли я как физическое лицо купить ЦФА?
Да. Приобрести цифровые активы сможет любой человек. Но могут быть ограничения по сумме приобретения и видам ЦФА, которые пропишет ЦБ.
Где купить эти цифровые активы?
Приобрести ЦФА можно будет в кредитных организациях, а также у других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но тут есть правило: они должны быть выпущены в рамках российского законодательства. Купить иностранные токены можно будет на зарубежных площадках, но придётся задекларировать как имущество. Владеть выпущенной за рубежом криптовалютой будет запрещено только чиновникам.
Любое юрлицо или ИП может выпустить свои токены?
Нет. Сделать это смогут только операторы блокчейн-платформ, зарегистрированные ЦБ. Оператором сможет стать зарегистрированное в России юрлицо или ИП, а размер его уставного капитала должен составлять не менее 50 млн рублей в день подачи ходатайства.
Зачем это всё нужно?
Для помощи бизнесу, например. По мнению члена координационного совета РСПП Ольги Войтович, токенизация и позволит создать инфраструктуру для цифровых продуктов, следовательно, компании смогут предложить рынку новые продукты, включая токены, обеспеченные реальными активами. Эффективность договоров купли-продажи увеличится, а транзакционные издержки снизятся. Также это создаст больше возможностей для вкладов и станет решением для небольших инвесторов, которые смогут покупать токены по частям, а не целиком, если у них нет на это средств. Среди преимуществ эксперт отметила повышение ликвидности активов и лёгкость доступа к ним инвесторов, а также снижение издержек и увеличение вовлеченности населения в экономическую деятельность.
Александр Зайцев Основатель приложения для управления инвестициями Raison.ai
Главного закон не изменит: россияне как покупали биткоин, так и будут покупать — и преимущественно у иностранных контрагентов. Однако позитив закона в том, что Россия перешла к стадии нормализации рынка криптоактивов, появилось регулируемое законодательное пространство. Частным инвесторам закон полезен тем, что уменьшится количество блокировок банковских счетов при работе с криптовалютами. Держатели крипты будут в целом более защищены. На предпринимателях — игроках крипторынка — это тоже должно сказаться позитивно. Как закон будет применяться на практике, пока никто не знает, но теоретически бизнесу в России дали возможность привлекать дополнительный капитал через легальную токенизацию активов. И это хорошо. Не думаю, что цифровые активы глобально напрямую повлияют на скорость восстановления экономики. Косвенно — да, и в позитивном ключе, поскольку должно упроститься привлечение капитала для частного сектора. Однако в целом цифровые активы пока не составляют значительную долю экономики России. Если закон будет окончательно принят (Совфедом и президентом), это будет уже не просто первый шаг к легализации, а реальная легализация криптовалют в России. Самое главное, что в стране наконец появится узаконенное понятие цифровой валюты.
Евгений Карноухов Управляющий партнер Alliance Legal CG
Принятый в третьем чтении законопроект о ЦФА является «вымученным» продуктом конфронтации сторонников глобализации и цифровизации экономики с проводимой ЦБ РФ протекционной политикой и борьбой с криптовалютой как «денежным суррогатом». В итоге утвержденный документ стал своего рода компромиссом в сравнении с очень жесткой майской редакцией законопроекта. Так предшествующая майская редакция вводила в легитимный оборот только имеющие российское происхождение цифровые активы, а также уголовную ответственность за незаконный оборот криптовалюты. Текущая редакция законопроекта, конечно, более либеральна. Однако в ней закреплены лишь основы регулирования обращения криптовалюты и связанных с ней цифровых финансовых инструментов. Определено понятие «цифровой валюты», но лишь как объекта инвестирования с сохранением запрета расплачиваться и рекламировать такую возможность. При этом понятие носит универсальный характер и подлежит применению ко всем видам криптовалюты, независимо от страны происхождения. Криптовалюту, как и любое другое имущество, можно будет создавать (майнинг), покупать и продавать, но не оплачивать с ее помощью товары и услуги. Резюмируя, новая редакция законопроекта содержит базовые условия для легализации оборота криптовалюты, начиная с 2021 года. Но, содержит, во-первых, уже видимые противоречия и логические нестыковки, во-вторых, предполагает последующее принятие множества других нормативных актов в этой сфере. Очевидно, что процесс этого нормотворчества, в любом случае будет проходить под знаком борьбы ЦБ РФ с «денежными суррогатами» и защитой рубля как единственного законного средства платежа между российскими резидентами.
Денис БурлаковГенеральный директор RBK.moneyОбщий смысл закона о цифровых финансовых активах в том, что государство вводит такие активы в правовое поле, но регулятор будет жестко контролировать это поле, устанавливая строгие правила для всех участников рынка. Важно, что закон достаточно четко разграничивает понятия криптовалюты и цифровых финансовых активов. В законе прописаны жёсткие требования к оператору, который сможет выпускать цифровые финансовые активы ― например, это должны быть юрлица или индивидуальные предприниматели, чей уставной капитал должен составлять не менее 50 млн рублей. В этом смысле закон о цифровых финансовых активах может открыть новые возможности для компаний, которые планируют токенизировать свои промышленные активы. О соответствующих планах уже заявляли крупные российские добывающие компании. С точки зрения оборота криптовалюты меры предлагаются достаточно жесткие: выпуск криптовалюты в России будет запрещен, как и использование ее в качестве платежного средства. Владеть можно будет только криптовалютой, приобретенной на иностранных площадках. Обобщая вышесказанное, закон создает новые возможности для крупных компаний, которые готовы выпускать токены, но существенно ограничивает возможности для физлиц.