Кирилл Сарханянц
Кризис, вызванный пандемией COVID-19, заставил бизнес искать любую информацию, которая помогла бы ему выйти из затруднительного положения. В итоге в этом году наблюдается повышенный спрос на альтернативные данные. Индустрия, которая еще три года назад оценивалась в $400 млн, по итогам 2020 года может достичь $1,7 млрд.
Альтернативными данными называется любая информация, не относящаяся к традиционным финансовым и рыночным показателям, которая может помочь в определении инвестиционной стратегии. Собирают такую информацию обычно хедж-фонды и инвесткомпании, а покупают представители бизнеса и инвесторы.
Этот рынок получил распространение еще несколько лет назад, чему способствовал переход на массовое использование мобильных гаджетов. В результате в распоряжении компаний оказались огромные массивы цифровых данных, говорящих о поведении, привычках и предпочтениях людей, а также об их реакции на определенные события. Постепенный уход от наличных средств в развитых странах дает все больше информации о покупательских предпочтениях людей.К альтернативным данным относятся посты в социальных сетях, выписки по трансакциям пользователей, данные с различных сенсоров и датчиков, снимки со спутников и многое другое.
Но такая информация не представляет ценности без ее глубокого анализа. Поэтому вторым фактором, способствовавшим стремительному развитию сектора, стало наращивание компьютерных мощностей, позволивших быстро обрабатывать большие объемы данных. К их обработке нередко привлекаются и системы искусственного интеллекта.
Эпидемия COVID-19 заметно оживила этот рынок: бизнес и инвесторы стали искать способы заработать и выработать правильную стратегию в стремительно меняющихся условиях. Традиционные финансовые метрики оказались просто бесполезны, так как сильно запаздывают с отражением состояния экономики.«Безусловно, за последние шесть месяцев спрос резко вырос,— рассказывает Financial Times директор анализа и обработки данных хедж-фонда Man Group Хинеш Калиан.— Наблюдается рост числа альтернативных поставщиков данных, обращающихся к нам, и рост интереса нашей инвестиционной команды к этим наборам данных».По данным Alternativedata.org, в 2017 году весь рынок альтернативных данных оценивался примерно в $400 млн. В 2019 году, по оценкам портала, его объем впервые достиг $1 млрд. А по итогам 2020 года он должен вырасти уже до $1,7 млрд.
По подсчетам Neudata, во всем мире насчитывается около 1500 поставщиков альтернативных данных. И спрос на их услуги этой весной вырос в четыре раза по сравнению с обычным количеством запросов. При этом альтернативные данные отнюдь не дешевая услуга. По данным все той же Neudata, являющейся одним из поставщиков таких данных, инвесторам и бизнесу нужно быть готовыми платить как минимум $25 тыс. в год за подписку на какой-то один пакет.Самый дорогой тип информации — это данные о тратах с кредитных карт, геопозиции и отслеживания посещений сайтов в интернете или через мобильные приложения.
Например, выписки с кредитных карт могут обойтись потенциальному покупателю в $150 тыс. в год и больше. В целом средняя стоимость годовой подписки на пакет альтернативных данных одного типа может достигать $500 тыс.
Как следует из прошлогоднего отчета юридической компании Lowenstein Sandler, более трети хедж-фондов, пользующихся альтернативными данными, потратили на них за год больше $1 млн. По словам гендиректора французского банка BNP Paribas, его компания тратит около 10% бюджета своего подразделения анализа и обработки данных именно на альтернативные данные. Способов применения таких данных множество.Например, по словам Майкла Спелласи из Accenture, хедж-фонды в этом году активно использовали информацию о постах китайских граждан в социальных сетях и сравнивали их с заявлениями властей, чтобы оценить масштабы распространения коронавируса.
По количеству зарезервированных столиков в ресторанах можно определить, насколько сильно пострадала индустрия, а также уровень опасений граждан сразу после снятия ограничений. Сравнение таких данных между городами позволяет выяснить, кто пострадает от пандемии больше — те, кто изначально вводил жесткие карантинные меры, или те, кто решил преодолеть кризис через легкие ограничения.
Еще один пример — цены на аренду жилья вокруг университетов. Эта информация позволяет судить насколько сильно вузы пострадали от отсутствия занятий из-за пандемии, сокращения господдержки и запретов на приезд иностранных студентов. Глава поставщика альтернативных данных Thinknum Джастин Чжен рассказал в интервью Forbes, что его компания продает данные по отслеживанию автомобилей с помощью идентификационных номеров VIN. «У каждой машины есть VIN, который уникален. Каждый день мы смотрим, какие автомобили выставлены на сайте дилера. Мы можем рассказать вам, какие именно автомобили были проданы в конкретный день. Я могу видеть их среднюю цену».— рассказывает господин Чжен. По словам Джастина Чжена, он может «видеть, есть ли у покупателей какие-то предпочтения по типу моделей в настоящий момент». «В зависимости от компании или инвестора эта информация может представлять различную ценность для них»,— заявляет он.Однако не все в индустрии считают, что альтернативные данные действительно лучше традиционных рыночных метрик или гарантируют инвесторам прибыль.
По словам самих инвесторов, такие данные могут быть полезны, но опираться только на них при принятии решений не стоит. «Большее количество данных, которые являются более волатильными и краткосрочными, не всегда может привести к заключению прибыльных сделок,— считает Михил Меувиссен, соруководитель отдела альтернативных стратегий Kempen Capital Management в Амстердаме.— Иногда столь же полезным может оказаться просто здравый смысл, а иногда даже полезнее».