Цифровой рубль. Первые впечатления

На прошлой неделе, а если быть точным – 13 октября Центробанк РФ опубликовал прелюбопытнейший документ. Называется он «Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций». Документ небольшой, всего на 48 страниц. Ознакомиться с ним можно здесь.

Если вкратце, регулятор предлагает к обсуждению концепцию внедрения на территории РФ дополнительную к двум существующим – наличной и безналичной формам денег еще одну – цифрового рубля.

Ну, концепцией это назвать трудно, скорее – декларация, пробный шар с целью прозондировать мнение заинтересованного сообщества. Желающим поучаствовать в дискуссии дается ряд наводящих вопросов для обсуждения и электронный адрес, на который можно свои предложения отправить.

Я ну ни как не мог пройти мимо. Отправлять свои предложения на электронку ЦБ я (пока, во всяком случае), не собираюсь, но поделиться своим мнением считаю нужным.

Итак:

  1. Скорее всего, эмиссия цифрового рубля будет осуществляться за счет уменьшения наличной денежной массы. В какой пропорции? Логично предположить, что изначально масса цифрового рубля будет значительно уступать массе рубля наличного, но со временем эта пропорция будет смещаться в пользу рубля цифрового. В предельной ситуации – полная замена наличного рубля цифровым. Это связано с тем, что потоки наличной валюты не подвержены контролю, вследствие чего наличные широко используются в «серых» схемах расчетов (уводимых из под налогообложения), операциях ПОД/ФТ/ФРОМУ. Цифровой рубль позволит подобные «серые» схемы ликвидировать.
  2. Каждый цифровой рубль будет «помечен», т. е. иметь уникальный цифровой код (стр. 5 Доклада). Это позволит отслеживать каждый рубль (кто, когда, где и на что его потратил или получил). Несомненно, данная информация позволит центральному банку анализировать денежные потоки, — очень заманчивая возможность, которой он сейчас лишен. Данная возможность позволит иметь информацию об оборачиваемости национальной валюты – в каких отраслях, на каких рынках, в каких географических зонах рубль имеет большую оборачиваемость, а следовательно – большую экономическую эффективность.
  3. В данной ситуации, когда все денежные потоки окажутся «под колпаком», возможен окончательные уход рынка «черного нала» в денежные суррогаты (такие как векселя или подобные права требования), а наиболее вероятно — в криптовалюты, т. е возникновения параллельной неофициальной денежной системы, основанной на обороте несуверенных криптовалют (биткоин, эфир и пр.). Это повлечет за собой толчок к значительному распространению нелегальной инфраструктуры оборота таких суррогатов и их конвертации в рубли и обратно (скорее всего посредством легальных кросс-валют).
  4. Конечно же, не стоит забывать и о мошенниках. Следует ожидать возникновения десятков, если не больше, новых мошеннических схем отъема кровно нажитых средств у доверчивых граждан. Например, что-то вроде вброса информации об обязательном обмене «старых» рублей на «новые» и предложения сделать это по «выгодному курсу» или что-то подобное.
  5. Вполне возможно, что идея введения цифрового рубля имеет своей более отдаленной целью отказ от рубля кредитного, эмитируемого коммерческими банками, т. е. окончательного перехода к центральному банку функции кредитора последней инстанции.
  6. Вполне возможно, что для продвижения и популяризации цифрового рубля, государство создаст для него ряд преференций – например, оплату государственных услуг, государственные закупки, уплату налогов – выгоднее будет производить в цифровых рублях, чем в других. Это может привести к возникновению курсовых разниц между «различными» рублями, а следовательно – к возникновению черного рынка по обмену одних рублей на другие (по аналогии с рынком обнала).
  7. Стр. 16 Доклада – очень важно – предполагается контроль целевого использования цифровых рублей, например в рамках исполнения госконтрактов. Серьезная заявка на создание эффективного инструмента для борьбы с коррупцией. Но есть и обратная сторона – потенциальные подрядчики на исполнение госконтрактов, которые не имеют отлаженной системы многоуровневого контроля за цепочками поставок, а это – 90% малого и среднего бизнеса, могут оказаться отсеченными от госзаказа.
  8. Ну, и наконец, цифровой рубль – это неисчерпаемый источник Big Data. По-видимому, центробанку не дает покоя ситуация, при которой он, в отличие от банков коммерческих и федеральных ведомств, работающих напрямую с населением, не является владельцем такого источника. Как мы знаем, Big Data неплохо монетизируются и, вполне возможно, предлагая цифровой рубль, ЦБ видит в этом для себя дополнительный источник дохода.

Вот такие первые (но не окончательные) впечатления. В чем-то радужные, в чем-то не очень.

Как говорится, будем посмотреть…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *