На прошлой неделе Центральный банк России опубликовал «Основные направления единой государственной денежной политики на 2021 год и на период 2022 и 2023 годов».
Поглубже покапавшись в документе, можно прийти к очень интересному выводу: работа Центрального банка мало чем отличается от рядового предприятия, производящего хоть специфический, но все же товар – деньги. С одной только разницей, что на территории своего государства ЦБ является монополистом (не беря во внимание коммерческие банки, которые могут эмитировать кредитные деньги – они все-таки, номинально, но находятся под контролем ЦБ). Если же брать масштаб глобальный, ЦБ вынужден работать в условиях жесточайшей конкуренции – в окружении таких же ЦБ, жаждущих выбросить на рынок как можно больше своего продукта – собственной валюты. С этой точки зрения, для обеспечения успеха ЦБ должен обладать, прежде всего, уникальными маркетинговыми технологиями и ресурсами, ведь произвести товар – деньги, практически ничего не стоит, а вот продать… Сумасшедшая волатильность валют, которую каждый из нас может наблюдать в это непростое время, – в том числе, не что иное, как результат конкурентной борьбы на этом непростом рынке.
Ну ладно, теперь — за дело.
Здесь мы говорили об инфляции и о ее роли в экономике. Из «Основных направлений» видим, что (цитата): «Целью денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, является поддержание инфляции вблизи 4% постоянно». И еще: «при общем уровне инфляции существенно ниже 4% возникает риск продолжительного снижения цен, то есть дефляции, на рынках различных групп товаров. Дефляция, охватывающая широкий круг товаров, может повлечь за собой не менее негативные последствия, чем высокая инфляция. Так, в ожидании снижения цен потребители будут склонны откладывать потребление на будущее. Снижение внутреннего спроса в свою очередь будет оказывать дополнительное понижательное давление на цены, что приведет к раскручиванию дефляционной спирали. Поэтому для того чтобы процесс выравнивания относительных цен не приводил к дефляционным явлениям, целевой показатель прироста общего индекса потребительских цен в России должен устанавливаться с некоторым «запасом».
Получается, банк России намеренно ведет политику, не допускающую снижения потребительских цен, мотивируя это поддержанием платежеспособного спроса здесь и сейчас, этим самым, в том числе, обеспечивая коммерческим банкам возможность заработать на нас с вами, продавая нам кредиты. Возьми кредит сегодня и купи то, что хочешь, ведь завтра это будет стоить дороже – ЦБ об этом позаботится. А что вы хотели? Банковский сектор – это такой же сектор экономики как и все остальные. Ему надо зарабатывать. И эту возможность призван обеспечить ЦБ. Так что все в порядке. Иными словами – ЦБ заинтересован, пусть в небольшом, но постоянном и стабильном росте цен и работа его заключается в том, чтобы этот рост обеспечить. Насколько хорошо ЦБ справляется со своей задачей? Как видим, неплохо. Хотелось, бы, конечно, и получше – (цитата): «В 2019 году профицит ликвидности изменялся в диапазоне от 2,3 до 4,2 трлн. рублей и к концу года составил 2,8 трлн рублей. Это ниже прогноза Банка России в размере 3,6 – 3,9 трлн. рублей, представленного в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов».
Что это значит? Это значит, что на корреспондентских счетах коммерческих банков на конец 2019 года осталось невостребованных экономикой 2,8 трлн. рублей. Читай – денег, которые не удалось реализовать, выражаясь языком торгового бизнеса – неликвидов. Будь инфляция немного повыше, возможно, неликвиды разошлись бы как горячие пирожки. Но нельзя. Инфляция, как ни крути – вопрос большой политики, она непосредственно влияет на социальную стабильность в обществе, поэтому ее уровень находится на особом контроле у высшего руководства любой страны. С ней не забалуешь.
Что же делает ЦБ для того, чтобы удержать инфляцию в заданном значении – 4%? Ничего необычного – ЦБ просто регулирует цену денег. В качестве «грубой настройки» применяется изменение ключевой ставки, в качестве «тонкой настройки» — регулирование объема денежной массы – при недостатке ликвидности ЦБ продает коммерческим банкам недостающие средства на аукционах репо, или наоборот, при ее избытке – абсорбирует избыточную ликвидность, предлагая банкам разместить излишки на своих (ЦБ) депозитах. Для этого ЦБ регулярно проводит депозитные аукционы. Или, для изъятия из экономики «лишних» денег на длительный срок – продает коммерческим банкам свои облигации. Реагируя на изменение цены денег, рынок отвечает снижением или увеличением цен на продукцию повседневного, а также длительного спроса.
Такая вот система с обратной связью.