Продолжаем изучать «Основные направления единой государственной денежной политики на 2021 год и на период 2022 и 2023 годов».
На этот раз изучим прогнозы развития российской экономики на ближайшие три года. Сценариев развития три – базовый, проинфляционный, дезинфляционный и рисковый.
Подробно рассматривать каждый прогнозный показатель я не буду. Заинтересованный читатель легко сделает это сам. Хочу остановиться только на одном из них — балансе услуг. С этой целью для наглядности я даже свел данные из нескольких таблиц в одну новую (цифры – в $млрд.):
*)
1 – Базовый сценарий
2 – Проинфляционный сценарий
3 – Дезинфляционный сценарий
4 – Рисковый сценарий
Мы видим, что, в отличие от внешнеторгового, данный баланс – отрицательный и планируется оставаться таким в ближайшие годы. Более того, при всех четырех сценариях предполагается, что год от года он будет расти! Что значит отрицательный баланс услуг? То, что наша страна импортирует услуг больше, чем экспортирует. Например, по результатам 2019 г., экспорт услуг из России составил почти $63 млрд., импорт услуг в Россию — $99 млрд. Таим образом баланс услуг – минус $36 млрд.
Основные канали импорта услуг – это, несомненно – туризм, транспортные услуги, а также – использование иностранной рабочей силы. Как видим из планов ЦБ, Россия в ближайшие годы не планирует «импортозамещение» в данных областях, более того – думает их еще более увеличивать, причем во всех, даже самых неблагоприятных сценариях развития экономики.
Ну, с туризмом понятно. Россия – северная страна и при всем желании внутренний туризм никогда не сможет стать привлекательней туризма внешнего, связанного, в основном желанием россиян отдыхать на берегах теплых морей.
По поводу гастарбайтерства ситуация несколько сложнее. Понятно, что гости из стран ближнего зарубежья, как правило, трудятся в России на самых непрестижных и низкооплачиваемых работах. И в этом нет ничего удивительного. Многие страны, не исключая самые богатые, не брезгуют пользоваться услугами трудовых мигрантов. Во многих из них бизнес на гастарбайтерах носит полулегальный, а где-то – и явно криминальный характер. Связано это, в первую очередь с тем, что коренные граждане не особо рвутся выполнять тяжелую и грязную работу, учитывая, то, что работодатели не готовы платить за нее достойные деньги. Хотя, в условиях кризиса и беспрецедентного роста безработицы, казалось бы, любая работа, приносящая хоть не большой, но доход должна быть востребована со стороны граждан собственной страны. Но, как видим, уменьшение потока трудовой миграции наше правительство пока не планирует.
Скорее всего – это вопросы большой политики. Вероятно, существуют договоренности между руководством России и стран ближнего зарубежья (в первую очередь это касается стран Средней Азии), согласно которым Россия обязуется предоставить работу энному количеству жителей этих государств. Никто, корме России, не может обеспечить занятость значительной части трудоспособного населения осколков бывшего СССР, этим самым сохраняя социальную, а значит – и политическую стабильность вблизи своих границ. В свою очередь, государства – контрагенты обязуются обеспечить России преференции на своих территориях – гарантирует поддержку деятельности у себя российского бизнеса, размещают на своих территориях российские военные базы, обеспечивает приоритетные режимы торговли, закупают наше оружие и т. д.
Теперь – о транспортных услугах. Из «Основных направлений» следует, что ЦБ РФ в своих прогнозах, и основанных на них действиях, все еще делает ставку на основу экспорта России – углеводороды. Все прогнозы построены вокруг цен на нефть и объемов ее добычи. При этом ЦБ видит значительные риски, которым подвергся рынок углеводородов в следствие коронакризиса. Регулятор ожидает значительного падения спроса на рынке нефтепродуктов за счет падения, в первую очередь, авиаперевозок. При этом отмечает рост в такой сфере, как, например, электронная торговля. Но постойте, рост электронной торговли подразумевает рост рынка логистических услуг. А магистральные перевозки на этом рынке обеспечиваются именно авиацией, но не пассажирской, а грузовой. Возможно, с падением пассажирских авиаперевозок мы станем свидетелями увеличения авиаперевозок грузовых? Что, в принципе, мы сейчас и наблюдаем – ряд авиакомпаний переоборудуют пассажирские воздушные суда под карго – перевозки. Учитывается ли эта ситуация в прогнозе?
Падение магистральных перевозок крупнотоннажных грузов, которые традиционно обеспечивались морским транспортом – так же налицо. В сложившейся ситуации, когда перевозчики больше не могут зарабатывать за счет эффекта масштаба, на первый план выходит потребность использования более коротких морских маршрутов. В этой ситуации Северный Морской Путь (СМП), активно продвигаемый Россией в последние годы, становится серьезным коммерческим предложением на рынке крупнотоннажных морских перевозок. Отражено ли это в прогнозе, или активная эксплуатация СМП не планируется рамках прогнозного горизонта, то есть ранее 2023 года? Как видим, при детальном анализе прогнозов, на которые опираются монетарные власти в своей работе, вопросов можно получить больше чем ответов. Интересно?