Слова, вынесенные мной в сегодняшний заголовок, приписывают Стивену Хокингу. Действительно, образно выражаясь, плоды технического прогресса будут сильно зависеть от того, в чьих руках окажутся орудия возделывания почвы, семена и удобрения. И вот здесь человеческой фантазии есть где разгуляться. Спектр прогнозов – очень широкий: от самых радужных (а еще — здесь и здесь) и до самых апокалиптических. Внесу-ка и я свою посильную лепту в трактовку этой, по истине, гениальной фразы.
К середине XIX века земледельцы столкнулись с проблемой, когда повысить урожайность в сельском хозяйстве уже не удавалось путем задействования под посевы все новых и новых площадей. В один прекрасный момент легко доступные плодородные участки земли закончились и растущее человечество оказалось на грани голода. На помощь пришли зарождающиеся агротехнологии, которые позволили за счет применения сначала естественных, а затем и искусственно синтезированных удобрений, а позже – генной модификации растений, кратно увеличить урожайность без увеличения площади посевов. Казалось, проблема решена – миллиарды людей, содержать которых при традиционных способах ведения сельского хозяйства, планета была бы не в состоянии, на самом деле не испытывают нужды – они накормлены, одеты, имеют жилище и более того, позволяют себе массу излишеств, напрямую не связанных с удовлетворением жизненно необходимых потребностей. Однако, как всякая медаль, кажущееся благополучие имеет и оборотную сторону. Всем нам хорошо известны негативные результаты революции в сельском хозяйстве: превращение обширных некогда плодородных земель в безжизненную пустыню; исчезновение водоемов, содержимое которых было использовано для орошения посевных угодий (яркий пример – Аральское море в Средней Азии); сомнительное качество потерявших в результате генной модификации вкус овощей, фруктов, мяса; массовая гибель насекомых, птиц и животных, ареалы обитания которых подверглись массовой атаке ядохимикатами; кратное возрастание количества пищевых отходов и неутилизируемой упаковки. Список можно продолжать.
Возвращаясь к экономике в целом и привлечению технологий для увеличения «урожайности прибыли», наблюдаем, по сути, схожую с описанной картину: применяя «цифровую агрохимию и генную модификацию» к существующей социально – экономической модели с ее национальными государствами, классическим капитализмом, условно свободным рынком, конкуренцией и фиатными деньгами, через некоторое время мы придем к экономической пустыне, редкие оазисы в которой будут заселены мутировавшими на псевдоденежных стероидах государствами-корпорациями. Проблема неравенства, остро нуждающаяся в разрешении уже сегодня, с приходом цифры возрастет кратно и достигнет напряжения, способного снести под корень всю цивилизацию.
Все попытки нынешней власти, как политической, так и экономической, направлены на то, чтобы привлечь технологии на службу существующей, уже неоднократно дискредитировавшей себя социально – экономической системе, не меняя при этом суть самой системы. Я совсем не хочу сказать, что экономика в ее нынешнем обличии – абсолютное зло. Все – таки именно эта социально-экономическая система покончила с рабством, голодом и эпидемиями (нынешняя – не в счет – по сравнению с той же «испанкой», выкосившей 5% населения земли, COVID-19 – ничто, пока, во всяком случае…) и подняла на недостижимые еще каких-то 100 – 150 лет назад продолжительность и качество жизни человека. Однако, не стоит забывать, что именно она, сильно, как никогда ранее, разделила общество на богатых и бедных, сильных и слабых, образованных и диких, прогрессивных и отсталых. В силу этого неравенства, в мире ни на минуту не останавливается бескомпромиссная борьба всех против всех.
В этой ситуации нужно понимать, что за два десятка лет, в течение которых виртуальный мир стал частью действительности, он сумел перевернуть эту самую действительность с ног на голову. Теперь уже с полной уверенностью можно утверждать, что благодаря неимоверной инерции, косности и уверенности в собственной непоколебимости, доцифровой мир прозевал вызов, который бросила ему молодая индустрия. Высокомерие, с которым традиционные элиты отнеслись к технологическим «детским забавам», сыграло с ними злую шутку. Пока капитал и государство делали робкие шаги, пытаясь поставить технологии себе в услужение в качестве инструмента, лишенного природных недостатков живого работника – недостаточной квалификации, эмоций, лени, склонности к воровству и обману, технологии, подобно гениальному карточному шулеру, умудрились сорвать банк и предложить планете принципиально новую парадигму мироустройства.
Сегодня цифра предлагает не просто автоматизацию рутинных базовых операций, но кардинальные изменения в основополагающих областях экономической деятельности человека, таких как: капитал, работа и источники дохода, потребление, деньги, власть. А еще: наука, культура и образование, религия, логистика и коммуникации, этика и мораль, безопасность и борьба с криминалом, экология, медицина, национальные и расовые взаимоотношения – нет такого уголка человеческого бытия куда бы не проникли со своими законами информационные технологии.
Разбором этого замечательного набора мы и займемся в наступившем году.
В заключении – традиционный дайджест некоторых событий и публикаций, имевших место за прошедшую неделю.
- Инфляция в 2020 году достигла 4,9% — максимума с 2016 года.
- «Чистой» энергии не существует. То, о чем мы неоднократно говорили.
- Аналитики назвали десять мировых рисков 2021 года.
- Интервью с Кэтрин Остин Фиттс -американским инвестиционным банкиром и бывшей государственной служащей, занимавшей пост управляющего директора Dillon,Read&Co. и помощника министра жилищного строительства и городского развития США во время президентства Джорджа Буша.