Конец эпохи фиатных денег. Часть шестая

Итак, мы пришли к выводу, что в начале нулевых годов текущего столетия глобализация, включив в свою «пищевую цепочку» и легко переварив отвоеванные в ходе холодной войны рынки стран бывшего социалистического лагеря, в очередной раз исчерпала ресурсы для дальнейшего роста. Китай и, частично, Индия, на рынки которых так рассчитывали наднациональные корпорации, сумели встроиться в глобальную экономику, при этом «запечатав» спрос внутри своих государственных границ, и тем самым лишив машину глобалистов части «топлива» для движения. Ведь основным ресурсом, необходимым существования глобальной экономики является общечеловек, на потребительское поведение которого не накладывают никаких ограничений его национальная, гендерная, возрастная или религиозная принадлежность. Приверженность тем или иным брендам – вот то единственное, что в идеале, по мнению глобалистов, может отличать одного человека от другого. Поэтому цель глобализированного капитализма – добраться до каждого потенциального потребителя независимо от того, в какой точке планеты он находится.

И вот тут-то на помощь глобалистом пришли информационные технологии. Благодаря цифре стала возможна очередная революция спроса, как воздух необходимая транснациональным корпорациям для выживания.

Технологии позволили убить одним выстрелом сразу даже не двух, а четырех зайцев. Во – первых – максимально снизить производственные издержки.  Во – вторых – максимально снизить логистические издержки. В третьих – снизить издержки торговые и платежные. Ну и наконец, в четвертых, — создать качественно новые товарные рынки.

Разберем каждого из «убитых зайцев».

Конкуренция – двигатель современного капитализма, в итоге, сыграла с этим самым капитализмом злую шутку. В эпоху перепроизводства борьба за потребителя вынуждала производителей снижать цены на свою продукцию до минимума. А как это сделать? Правильно – необходимо снижать издержки (они же – затраты, они же – себестоимость – разные термины означают только то, что пользуются ими в повседневной работе разные специалисты – менеджер, производственник или бухгалтер). Издержки бизнеса, занимающегося традиционными материальными товарами, состоят из двух основных частей: издержки на производство и издержки на логистику. То есть нужно потратить некоторое количество ресурсов на то, чтобы товар произвести и некоторое количество на то, чтобы доставить его до покупателя.

Потенциал снижения производственных издержек сегодня практически исчерпан. В свое время, с приходом в производство сначала конвейера, затем роботов, удалось  снизить себестоимость продукции в разы. Сегодня же снижение себестоимости, допустим, автомобиля, на несколько долларов, или упаковки йогурта – на несколько десятых долей цента уже считается очень хорошим достижением. Доходит до того, что цехах, где поточные технологические линии создают продукт без непосредственного участия человека, выключают свет и не регулируют климат – робот прекрасно работает в темноте и зачастую не требует комфортной температуры, влажности и притока свежего воздуха. Экономия электроэнергии, которая тратится на освещение и отопление, позволяет не намного, но все же уменьшить затраты. Казалось бы – мелочь, но на высококонкурентном рынке оно того стоит.

Перейдем к логистике. В середине и конце прошлого века все мы были свидетелями того, как производственные гиганты массово переносили свои производства из своих стран, в другие, стараясь равномерно распределить их по всем континентам. Не надо путать такой перенос с переводом производств в страны с меньшей стоимостью рабочей силы. Как объяснить открытие производства японских автомобилей, например в Испании? В Юго – Западной Европе рабочая сила, конечно дешевле, чем в Японии, но не настолько, чтобы значительно влиять на стоимость автомобиля. Все проще – производства переносились ближе к потенциальному потребителю из соображений удешевления логистики. Дешевле возить за тридевять земель комплектующие для автомобилей, чем сами автомобили. А это — экономия на объеме. 80% объема автомобиля составляет воздух. В результате, в двадцатифутовом морском контейнере можно перевезти только один автомобиль. А вот если его разобрать и загрузить в тот же контейнер по частям, можно вместить уже не один, а, допустим, пять или даже десять. К тому же некоторые детали можно не возить, а изготавливать на месте. А еще можно получить выгоду за счет экономии на таможенных платежах – правительство Испании заинтересовано в создании у себя рабочих мест и дает преференции японцам за их помощь в этом.

Ну вот, построили завод, установили роботов, выключили свет, работаем. По соседству конкуренты тоже построили свои заводы, и еще, и еще… Снова на рынке становится тесно.

Надо оптимизироваться дальше. Как? Вот тут пришла очередь следующих «убитых зайцев». Но об этом – в следующий раз.

В заключении – традиционный дайджест некоторых событий и публикаций, имевших место за прошедшую неделю:

  1. Конец эпохи когнитивного капитализма. Есть ли будущее у современной экономической модели?
  2. Разорение Уолл-стрит: Reddit переписал правила фондового рынка.
  3. «Сбер» признан сильнейшим банковским брендом мира.
  4. Электромобили оказались «грязнее», чем автомобили с ДВС.
  5. Тренд на онлайн: россияне перестают ходить в банки.

На сегодня это все.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *