Цифровые технологии. Революция спроса

Все-таки решил прервать серию постов под названием «Конец эпохи фиатных денег. Часть такая-то» и поменял заголовки на более конкретные, отражающие суть рассматриваемой в данный момент темы. Однако это не означает кардинальную смену курса.  Мы по-прежнему будем искать дорогу к новой экономической парадигме, которая неизбежно должна прийти на смену нынешней. Деньги, конечно же, очень важная часть нашего бытия, но всего лишь – одна из многих. Поэтому я не хочу создавать у читателя ложный ориентир о том, что решив проблему денег, мы сможем изменить природу человеческих отношений. Наш мир – это многогранный кристалл, или если хотите – многомерный гиперкуб, и рассматривать только одну из его граней и при этом не замечать других – непростительная ошибка.

Однако, продолжим. Прошлый пост мы завершили на том, что новые технологии позволили бизнесу значительно снизить затраты на производство и логистику. И те, кто сумел поставить технологии себе на службу раньше конкурентов, смогли сделать свой бизнес глобальным, не сдерживаемым расстояниями и государственными границами. Мы их хорошо знаем, это:

машиностроительные General motors, Mitsubishi, Hyundai, Caterpillar, Boeing, Airbus, Siemens, BMW, Toyota, Daimler, Volkswagen;

сырьевые BP, Chevron, Exxon Mobil, Total, Royal Dutch Shell, Saudi Aramco;

финансовые JPMorgan Chase, HSBC, Bank of America, Deutsche Bank, UBS;

пищевые и фармацевтические Johnson & Johnson, Nestle, Buyer, Mars, Coca-Cola, PepsiCo, Danone, Unilever, Pfizer, Novartis;

производители бытовой техники и электроники Samsung, Sony, LG, Bosh, Panasonic, Daewoo, Philips.

Можете продолжить этот список, это не трудно.

Казалось бы, весь мир окончательно и бесповоротно поделен между китами традиционной «железной» индустрии.

А что же совсем юные, но очень амбициозные компании, которые, сегодня у всех на слуху, но на старте даже и не мечтавшие конкурировать с китами мировой индустрии? Следовать в фарватере «патриархов» в надежде, что те поделятся с «выскочками» частью добычи рынка – это путь в никуда.

В 2005 году вышла книга К. Чана и Р. Моборна «Стратегия голубого океана». Приведу цитату из этого замечательного труда: «Голубые океаны означают все отрасли, которые на сегодня не существуют, это неизвестные участки рынка. В алых океанах границы отрасли определены и согласованы, а правила конкуренции всем известны. В них задачей компаний является превосходство над соперниками для того, чтобы перетянуть на себя большую часть спроса. Со временем на рынке становится теснее, возможности для роста и получения прибыли сокращаются, продукция превращается в ширпотреб, а конкуренты «режут друг другу глотки», заливая океан алой кровью. Голубые океаны являются нетронутой частью рынка, в них конкуренция никому не грозит, они дают возможности расти и получать прибыль, но для освоения требуется творческий подход. Как правило, большинство голубых океанов возникает внутри алых, что раздвигает границы отрасли. Но часть голубых океанов создается за пределами известных границ».

Надо отдать должное перечисленным выше «китам» — обитателям «алых океанов» — в свое время они щедро финансировали фундаментальные и прикладные научные исследования и разработки, на основе которых был построен фундамент будущего технологического рывка. Новому поколению предпринимателей осталось добавить к этим наработкам немного энергетики, авантюризма, безбашенности, если хотите, и вот – то тут, то там начинают плескаться воды «голубых океанов». В отличие от динозавров индустриальной эпохи, цепочки поставок которых состоят из сотен или даже тысяч звеньев, а производства требуют гигантских площадей, сложнейшей транспортной, энергетической и управленческой инфраструктуры, продукция новых отраслей производится в офисах с футуристическими интерьерами и свободным рабочим графиком. В нашу жизнь стремительно врываются и становятся общепонятными неведомые еще каких-то двадцать лет назад понятия: «хард» и «софт», поисковые сервисы и агрегаторы товаров и услуг, облачные вычисления и социальные сети, хостинг и криптовалюты, индивидуальная навигация и цифровая гигиена, искусственный интеллект и пожизненное образование, беспилотный транспорт и цифровое правительство, виртуальная реальность и кибервойны.

Цифра дала возможность практически не ограниченного как материального, так и нематериального потребления. Цифра стирает политические границы. За счет цифры Китай и Индия лишаются своего конкурентного преимущества – излишков населения, а следовательно – потенциала роста. Цифра делает их население «общим», отвязанным от места проживания и национальной принадлежности. Благодаря «голубым океанам», сегодня можно зарабатывать и тратить деньги, находясь в любой точке мира – жить в Индии, получать деньги, работая на американскую корпорацию, а тратить их в китайских магазинах. Цифра отбирает лояльность граждан к тому или иному государству и отдает ее корпорациям – работодателям и поставщикам товаров и услуг.

Казалось бы, выход из тупика ограниченного спроса, в который зашла глобальная экономика, найден. Однако, финансовые кризисы, сотрясающие планету с завидным постоянством, говорят об обратном.

Технологии, совершившие революцию в потреблении, мало коснулись остальных сторон нашего гиперкуба – власти, капитала, распределения благ.

Но об этом уже в следующий раз. В заключении – традиционный дайджест некоторых событий и публикаций, имевших место за прошедшую неделю:

  1. Forbes назвал 5 ключевых тенденций развития банковской и финтех-сферы в 2021 году.
  2. Данным — выйти из сумрака. О проблемах доступа к геолокации россиян.
  3. Минфин заявил о риске падения доходов банков из-за цифрового рубля. А вот ЦБ счел ограниченными риски, связанные с запуском цифрового рубля.
  4.  Большие перемены: почему биткоин начал резко расти и сможет ли стать резервной валютой несмотря на то, что на годовую добычу биткоинов оказалось нужно больше электроэнергии, чем на целую страну.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *