Цифровые технологии и «нажитое непосильным трудом». Продолжаем

В прошлой статье мы начали рассматривать такое рыночное понятие как капитал. Мы определили, что капитал – это актив или совокупность активов, с помощью которых их обладатель может создавать добавленную стоимость или прибавочный продукт – кому как нравится.

Однако, если углубиться в современную экономическую науку, можно заметить, что термин «капитал» не пользуется у нее особым успехом. Намного чаще она оперирует понятием «капитализация». Казалось бы – какая разница? А нет!

Капитализация – термин, приобретший невероятную популярность за последнее десятилетие. Давайте разберемся что же все-таки это такое.

Простыми словами капитализацию можно охарактеризовать как субъективную оценку рыночного потенциала какого-либо бизнеса или компании. Потенциала, который в будущем может быть превращен в деньги или другие ликвидные активы. Я не даром выделил некоторые слова. В них – сплошная неопределенность и воля случая. Но экономика претендует на статус строгой науки, и поэтому должна по максимуму дистанцироваться от влияния непредсказуемых факторов. Кто же делает оценку потенциала того или иного бизнеса? Считается, что – рынок. Но рынок – это его участники, то есть некий «коллективный разум», который решает какой актив сегодня более востребован и сколько этот актив может стоить.

Идем дальше.

Капитализация – основа для анализа привлекательности инвестиций для рыночных спекулянтов. Перед тем, как вложиться в те или иные ценные бумаги, игроки производят анализ компаний – эмитентов. Такой анализ, как правило делается на основе рыночных мультипликаторов.

Однажды мы уже сталкивались с термином «мультипликация». Мультипликация в банковском бизнесе означает буквально «делание денег из ничего», помните? Одним словом, мультипликация в руках «бизнесменов» ассоциируется не с рисованными фильмами, а скорее с обманом, надувательством.

И вот опять. Рыночные мультипликаторы в терминологии инвестора — это отношение рыночной стоимости компании (или ее производных) к некоторым финансовым показателям: выручке, прибыли, балансовой стоимости, денежному потоку и так далее. В числителе дроби стоит рыночная стоимость бизнеса или его капитализация, в знаменателе – та или иная цифра, взятая из бухгалтерского баланса. И если с цифрой из знаменателя все более-менее ясно – она реальна и подтверждена официальной финансовой отчетностью, то с цифрой в числителе не все так здОрово.

Я как-то давал ссылку на материал о том о том, что скоординированные действия рыночных спекулянтов могут спровоцировать ажиотаж вокруг тех или иных компаний – резко взвинтить или уронить их капитализацию. И не только скоординированные действия. Порой нелепые ошибки и путаница приводят к курьезам подобным таким:

 — В начале года на фоне давления на аккаунты в регулируемых соцсетях стали массово расти альтернативные площадки и мессенджеры — в частности, миллионы пользователей поставили себе Telegram и Signal. В итоге в январе инвесторы массово спутали маленькую компанию Signal Advance с мессенджером Signal и загнали ее котировки в космос. Цена акций за короткий период выросла на 6500%.

— В 2013 на фоне IPO Twitter вместо её ценных бумаг инвесторы начали скупать акции Tweeter — американской сети магазинов электроники. Несмотря на то, что эта компания обанкротилась еще в 2008 году.

— В феврале 2021 бум Clubhouse, когда его прорекламировал Илон Маск, привел к тому, что инвесторы снова всё перепутали — удвоили котировки Clubhouse Media Group, поставщика медицинских услуг.

— Бывает совсем комично: Tizania Life Sciences, тиккер которой (TLSA) – весьма похож на Tesla (TSLA). Из-за этого акции маленькой биотехнологической компании подорожали на 300% в середине 2000.

— Ну и конечно же Zoom, как без него. С завидной регулярностью китайскую Zoom Technologies путают с сервисом видеосвязи Zoom — в начале пандемии в марте 2020 её акции ошибочно поднялись на 557%.

Итак, из увиденного можно сделать вывод, что капитал и капитализация совсем не эквивалентны. Капитал – это актив, имеющий реальную оценку, а капитализация – продукт манипулятивных действий заинтересованных лиц. Пример: фармакологический бизнес. Капитал – это стоимость заводов, на которых производятся лекарственные субстанции и готовые лекарства, знаний и навыков персонала, работающего на них, патентов, инвестиций в научно – исследовательские разработки, дистрибуторских сетей.  Капитализация – это рыночная стоимость акций компаний, формирующих данную рыночную нишу. Изменился ли капитал фармибизнеса с приходом COVID-19? Если изменился, то незначительно – мы не наблюдаем значительного роста числа фабрик, выпускающих лекарства или аптек за год, минувший с момента обнаружения вируса. А вот с капитализацией – совсем другая картина! Котировки ценных бумаг, связанных с фармакологией и медициной подскочили в десятки раз!

Капитал, который в условиях классического капитализма был основой создания богатства, в условиях экономики долговой был незаметно заменен созвучной «капитализацией». Это позволило создавать богатства нужным людям в нужное время и в нужных местах просто из воздуха, из ничего.

А как же на счет «цифровых технологий»? — Смотри заголовок статьи! Будем считать это преамбулой. Амбула (тех, кто считает, что такого слова нет, отсылаю к братьям Стругацким:)) – в следующих статьях.

Прошедшая неделя на удивление была бедна на интереснве новости, достойные вашего внимания. Я конечно же могу ошибаться, но сегодняшний выпуск – без традиционного дайджеста…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *