В прошлом выпуске мы начали разбирать новую и очень непростую тему. Тему власти. Мы не могли обойти ее стороной, так как любая деятельность человека, в том числе и экономическая (а какая деятельность в наше время – не экономическая?) диктуется едиными для всех правилами. А правила эти определяются действующей властью. В разное время и в разных странах формы правления существенно различались. Какие – то больше соответствовали текущей ситуации, какие – то – меньше. Какие – то были более агрессивными, другие – более миролюбивыми. Какие — то защищали имущих, какие – то – бедных. Но история не знает такой власти, которая сумела реализовать запросы исключительно всех членов общества, которое ее назначило. И не власть тому виной.
В наше время только ленивый не обсуждает власть. Как правило, такие дебаты сводятся к критике, осуждению, а порой – к прямым призывам к неповиновению и протестам. Каждый считает, что люди, стоящие у власти, преследуют исключительно личные интересы и на чаяния масс им глубоко плевать. Каждый считает, что если бы к власти допустили именно его, то он бы уж точно сделал мир справедливым – мир, в котором всем было хорошо.
В этой связи хочу напомнить одну древнюю притчу. В одной китайской провинции жил Дракон. Люди каждый месяц должны были платить Дракону непосильную дань и отдавать самую красивую девушку. Но в провинции жили и достойные храбрецы, которые врывались в дворец Дракона и сражались с ним. И каждый раз после битвы на балкон дворца выходил глашатай и провозглашал: «Дракон жив! Победил Дракон!». На эту тему есть очень хороший советский мультфильм, его можно найти в сети. Так вот, мораль сей притчи в том, что победитель, жаждущий справедливости и смены порядка, в итоге сам становится драконом, порой более кровожадным чем предыдущий.
Почему так происходит? Давайте разбираться.
Для этого продолжим прокладывать параллель между законами, по которым живет общество и естественными законами, по которым живет природа в целом. В механике есть такое понятие – центр масс. Представим некое тело, которое состоит из множества связанных точек с разной массой, скоростями и энергией. Каждая такая точка движется как ей вздумается, увлекая за собой остальные или наоборот – увлекаемая соседями. При этом точки не могут оторваться друг от друга и пуститься в свободное плавание в одиночку. В этом случае движение тела описывается движением некоей воображаемой точки, силы взаимного влияния окружающих точек на которую взаимно сбалансированы и равны нулю. Такая точка и называется центром масс. Закон ее движения зависит только от внешних сил, действующих на тело целиком. Интересно, но при определенных условиях такая точка может находиться вне тела (особый случай, который очень интересно рассмотреть, но не в это раз). Так вот, любое идеальное общество сродни такому телу – в нем существует некий «центр масс», движущийся вне зависимости от желаний и интересов отдельных членов. А законы, принятые и работающие в таком обществе, формируют траекторию движения этого центра масс к заданной цели. Именно центра масс, а не каждой отдельной точки – это важно! Теперь представим, что внутри нашего движущегося тела имеется отдельная зона, в которой сосредоточены самые тяжелые и самые энергичные частицы. Их может быть не так много – мизерная часть от общего количества, но они хорошо консолидированы. Похоже, центр масс будет располагаться или внутри этой зоны или где – то близко к ней. Именно эта зона будет определять законы движения всего тела, не считаясь с законами, по которым хотят двигаться более легкие частицы, оказавшиеся на периферии. Ничего не напоминает?
Закончился прошлый выпуск мыслью о том, что создать законы, которые бы удовлетворяли каждого члена общества невозможно. Потому что законы социальные, в отличие от законов природы, созданы человеком и для человека, то есть являются субъективными и любой субъект вправе эти законы трактовать и, по итогам такой трактовки, принимать решение выполнять такой закон или не выполнять. Выражаться такое решение, в случае если закон не устраивает субъекта, может в смене юрисдикции или, если это невозможно в простом саботаже – открытом или скрытом. Что греха таить – практически каждый из нас хоть раз в жизни, а то и не раз и на постоянной основе – саботировал общепринятые нормы. Разве не так? Просто кто-то это делает открыто и попадает в разряд радикально настроенных членов общества, кто-то (а таких — большинство), просто делает это скрыто, маскируясь или, выражаясь простым языком, просто обманывая окружающих.
Так вот. Ни одна социальная модель не способна учесть сознательные, но скрытые мотивы человека. Некоторые статистические модели, основанные на учете поведения некоего очень усредненного, идеального субъекта, в некоем приближении способны это делать. При этом такие модели могут описывать некие глобальные тектонические события, интересующие очень узкую прослойку общества (власть, исследователи). На большинство же субъектов общества результаты такого моделирования влияют мало, так как не учитывают чаяния каждого отдельного человека.
Отсюда можно сделать очевидный, но, увы неутешительный вывод: идеальной власти не существует и не может существовать в принципе. Кто-то обязательно должен быть этой властью обласкан, а кто – то – обделен.
Продолжим развивать эту тему в следующих выпусках.
В заключении – традиционный дайджест некоторых событий и публикаций, имевших место за прошедшую неделю:
- Что такое безусловный базовый доход и почему этой мечте не сбыться.
- Зачем ИТ-гиганты выходят на рынок банковских услуг.
- Все, что вы скажете, будет использовано против вас. Может ли смартфон подслушивать ваши разговоры?
- ЦБ поднял ключевую ставку до 5% годовых во избежание потребительского ралли.
- Долгам добавляют устойчивости.