Сегодня – очередной разбор горячей «зеленой» повестки. Напоминаю, что предыдущие выпуски и статьи на эту тему можно посмотреть тут, тут и тут.
Итак, 14 июля этого года Еврокомиссия опубликовала European Green Deal — Европейский зеленый курс. Данный пакет представляет собой долгосрочный план экологического развития ЕС. Давайте разберем данный преинтереснейший документ:
- Уже в 2023 году в ЕС предполагается ввести налог для авиакомпаний на неэкологичное топливо (авиакеросин) и в течение десяти лет повышать его с нуля до максимальной ставки.
- С 2035 года в ЕС можно будет регистрировать только экологически чистые автомобили.
- В течение десяти лет за счет государственных и частных инвестиций в развитие электромобилей планируется вложить около €50 млрд.
- к 2030 году в ЕС планируется посадить 3 млрд. деревьев.
- К 2030 году уровень утилизации углерода естественными поглотителями планируется вывести на объем, эквивалентный 310 млн. т выбросов CO2.
- Директива устанавливает цель по производству 40% энергии из возобновляемых источников к 2030 году.
- Государства-члены ЕС должны будут способствовать использованию возобновляемых источников энергии на транспорте, при отоплении и охлаждении зданий.
- Государственный сектор должен будет обновлять 3% своих зданий каждый год, чтобы стимулировать волну реновации, создавать рабочие места и снижать потребление энергии.
- В области энергетики и климата предлагается ввести налоги для продвижения чистых технологий, удаления устаревших льгот и пониженных ставок, которые поощряют использование ископаемого топлива.
Ознакомиться с полным текстом документа можно здесь. На английском и 23 европейских языках, кроме русского разумеется.
Ну а теперь, когда нам понятна официальная трактовка экологических проблем Евросоюза и путей их разрешения, предлагаю прочитать документ между строк.
С точки зрения физики – а точнее – закона сохранения энергии, любая работа сопровождается выделением тепла, то есть – ведет к увеличению энтропии. И не важно какой источник энергии задействован для выполнения этой работы – двигатель внутреннего сгорания, электродвигатель или мышцы человека или другого живого существа – тепло будет выделено и рассеяно в окружающую среду в любом случае. Более того, если вы вдруг решите совершить путешествие, скажем из Москвы до Владивостока, то, как это ни парадоксально, вне зависимости от вида транспорта, которым вы решите воспользоваться – будь то самолет, поезд, автомобиль или велосипед, да хоть пешком – количество тепла, выделенное в окружающее пространство при вашем перемещении из пункта отправления в пункт назначения будет примерно одинаковым! Это при условии, естественно, что при этом вы не будете единственным пассажиром самолета или поезда и маршрут при этом будет спланирован так, чтобы быть выполненным за минимально возможное время.
К чему я это говорю? Да к тому, что природе без разницы каким образом вы перемещаете по планете свою тушку – на бензиновом или электромобиле, эффект для нее будет одинаковым. Вредный это эффект или полезный – тоже большой вопрос. Нас пугают миллионами тонн CO2, выбрасываемого в атмосферу в результате хозяйственной деятельности человека. При этом как бы забывают, что углерод, содержащийся в углекислом газе, является основным строительным материалом для всей земной растительности, которая, в свою очередь, является основой пищевой цепочки всех живых организмов, в том числе – человека. Те, кто хорошо знает школьный курс биологии, без труда вспомнят схему фотосинтеза: углекислый газ, соединяясь с водой, при воздействии солнечного света образует глюкозу с выделением «побочного» продукта – чистого кислорода. Глюкоза, полимеризуясь, превращается в целлюлозу – «кирпичики», из которых состоит любое растение. Чем больше строительного материала образуется на планете, тем больше растительности будет из него «построено», не так ли? Именно это мы и наблюдаем в результате «экологической катастрофы» последних лет – территории крайнего севера, освобождаемые многолетними льдами, тут же «заселяются» растительностью, утилизирующими губительный для животных углекислый газ и отдающей взамен так необходимый нам кислород.
Парадокс: увеличивая выбросы вредного CO2, мы тем самым увеличиваем объем «зеленых легких планеты»! Более того, увеличение растительного покрова позволяет эффективнее утилизировать губительное для живых организмов рентгеновское и ультрафиолетовое излучение, которым обильно одаривает нас Солнце.
Выходит, «вредная» деятельность человека, хотя бы в части производства углекислого газа, для природы не так уж и вредна?
Сдается мне, что вся эта зеленая повестка придумана для того, чтобы продлить комфортное существование небольшой части населения земли – обитателей богатых стран, занимающих наиболее благоприятные для жизни районы планеты с мягким субтропическим климатом и побережья теплых морей и океанов. А заплатить за этот их комфорт должно все человечество. По моему мнению, если бы европейское сообщество воистину обеспокоилось экологическим состоянием планеты, первым пунктом их зеленого курса стояла проблема избавления от уже произведенного человечеством мусора. Нам же, под соусом борьбы с экологической катастрофой, предлагается создание целого ряда новых индустрий, новой глобальной промышленности, новых активов, под которые можно сдуть угрожающий всей мировой экономике неподъемный инвестиционный пузырь. ИМХО.
Продолжение начатого сегодня разбора обязательно последует.
А пока – традиционный дайджест некоторых событий и публикаций, имевших место за прошедшую неделю:
- Определены российские субъекты-лидеры по зарплатному неравенству.
- Задолженность россиян перед банками на 1 июля составила 23,9 трлн. рублей.
- Канадская финансовая сеть Interac превращает расходы в музыку (англ).
- 77% россиян считают, что за ними следят через гаджеты.
- Почему уровень Мирового океана продолжает расти.
- Единый мессенджер и «социальный индекс»: какими будут соцсети будущего.