Спасение утопающих. Еще немного физики.

На позапрошлой и прошлой неделе мы начали разбирать физику нагрева нашей планеты. Наберитесь чуть-чуть терпения, сегодня я планирую закончить со спектрами и фотонами и перейти к выводам. Итак, продолжаем.

Мы остановились на том, что избавиться от тепла, получаемого искусственным путем, а именно – путем сжигания органического топлива не так уж и просто. Излучить данное тепло в открытый космос не позволяют окна непрозрачности земной атмосферы. Для того, чтобы обойти эти окна есть два пути. Первый: нужно еще больше повысить температуру. То есть нагревать наши машины выше 300 градусов Цельсия. Хорош ли этот способ? Ну, наверное – не очень. Для того, чтобы повысить температуру, нужно затратить еще больше энергии, то есть сжечь еще больше топлива. Второй способ: охлаждение, то есть попытка обойти окно непрозрачности с другой стороны, что, в общем-то, сейчас и происходит. Лишнее тепло поглощается более холодной окружающей средой. В нашем распоряжении пока еще имеется бесплатный ресурс – холодный воздух из приполярных зон и ветры, которые этот воздух переносят. Но нужно понимать, что данный ресурс – исчерпаемый и по мере таяния полярных льдов, его действие будет сводиться на нет. В последние годы человечество начало ощущать исчерпание этого ресурса, как говорится, на собственной шкуре. Повышение уровня мирового океана, наводнения в одних районах и засухи в других, нестерпимая жара в северных широтах и снегопады в южных – вот признаки глобальных климатических изменений.

Группа ученых из Принстона опубликовала исследование энергетического баланса Земли, которое доказывает, что с вероятностью 99% процентов глобальное изменение климата вызвано деятельностью человека, а не естественными изменениями в климатической системе. Выводы не утешительны: нагрев планеты – процесс настолько сложный и многофакторный, что при нынешнем уровне развития науки и технологий человечество не сможет с ним справиться.

Что же делать? Ждать. Ждать, пока ученые не придумают технологию утилизации лишнего тепла. О возможных способах, большинство которых сегодня кажутся сошедшими со страниц научно – фантастических романов, мы обязательно поговорим позже.

Пока же единственный выход, доступный человечеству – не в том, чтобы остановить глобальное потепление – это, как мы увидели, невозможно, а в том, чтобы максимально замедлить его. А это — сократить энергопотребление, в первую очередь — отказаться от гиперпотребления. По меткому определению кого-то умного, гиперпотребление – это когда человек тратит деньги, которых у него нет на вещи, которые ему не нужны для того, чтобы впечатлить людей, мнение которых ему безразлично.

То есть ближайшие несколько поколений людей должны отказаться от комфорта в угоду поколениям будущим.

И заметьте – это не на день-два, а на не один десяток, а возможно – и не одну сотню лет. Кто-то из вас готов на такую жертву?

История знает не так уж и мало примеров, когда люди готовы были терпеть лишения ради выживания и продолжения рода. Наиболее яркие примеры – войны и эпидемии. Именно во время войн и эпидемий люди допускают посягательства на собственную свободу, сознательно идут на ограничения во имя победы над врагом. Врагом осязаемым – в случае войны и врагом невидимым – в случае эпидемии.

В нынешней ситуации мы наблюдаем и то и другое. Во — первых – это многочисленные войны всех возможных мастей и разновидностей по всему миру – вооруженные «горячие» конфликты, войны торговые и гибридные, санкционные и информационные. Во — вторых – короновирусная пандемия. Цель одна – максимально ограничить свободу передвижения людей, товаров и услуг, а через это подорвать экономическую активность и потребление энергоресурсов.

В эффективности упомянутых методов можно, конечно, усомниться. В большинстве случаев они, как правило, вызывают обратный эффект. «Горячие» войны, бушующие в Средней Азии на Ближнем Востоке, вызывают неконтролируемые потоки миграции – миллионы людей, не избалованные комфортом на родине, перебираются в цивилизованную Европу, где неизбежно увеличивают число «гиперпотребителей». Галлопирующие цены на энергоносители бьют, прежде всего, по беднейшим слоям населения, богачи же при этом снимают дополнительный профит, становясь еще богаче и наращивая личное благополучие. Гедонизм – очень энергозатратное явление и требует все бОльших и бОльших ресурсов. Система идет в разнос.

О чем это говорит? О том, что человечество столкнулось с вызовом, исторической аналогии которому нет. Существующие социальные, экономические и политические структуры оказались не способны найти выход из этого кризиса.

Есть ли у нас шанс? Конечно. Поговорим об этом в следующий раз.

В заключении – традиционный дайджест некоторых событий и публикаций, имевших место за прошедшую неделю:

  1. Банк ДОМ.РФ приступил к работе над пилотным проектом цифрового рубля.
  2. «Почта России» планирует использовать блокчейн для контроля отправлений.
  3. В такси китайского города Сиань начали принимать цифровой юань.
  4. Экономист Нуриэль Рубини — Forbes: «Кризис может случиться в ближайшие 3-5 лет».
  5. Шойгу увлекает Россию Сибирью.
  6. Франция переходит на водородные поезда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *