Не лирическое отступление – 8.

Настоятельно рекомендую найти время и посмотреть интервью, в котором эксперт, в отличие от меня – настоящий, не диванный, по полочкам раскладывает ситуацию с изменением климата на нашей планете. Здесь я уже рассказывал о глобальных климатических циклах, вернее отсылал к книге Александра Никонова «История отмороженных в контексте глобального потепления». Если вам до сих пор не представился случай найти и прочитать эту книгу, указанное видео с успехом восполнит эту упущенную возможность. 

Некоторые либеральные экономисты дюже топят за углеродные квоты и считают, что введение данного инструмента в экономический оборот сильно простимулирует бизнес к переходу к «зеленым» технологиям. Давайте разбираться так ли это. Вкратце, предлагаемая схема следующая. Предприятиям, производящим товар, связанный с производством побочного продукта в виде вредных выбросов в окружающую среду, устанавливается некий предел таких выбросов. Например, два соседа занимаются выпечкой хлеба на продажу. Оба производят одинаковое количество продукции и продают ее по одинаковой цене. Один сосед выпекает булки дедовским методом – в дровяной печи. Другой, более прогрессивный, использует в производстве печь газовую. Печка первого в год выбрасывает в атмосферу одну тонну углекислого газа, а печка второго – всего двести килограмм. Чиновник, отвечающий за экологию и устанавливающий углеродные квоты, делает простейший расчет. Раз объем продукции и цены у обоих хлебопеков одинаковы, можно просто рассчитать средний объем выбросов, сложив одну тонну и двести килограмм и поделив полученную цифру пополам. И назначить полученные шестьсот килограмм той самой годовой квотой. Легко понять, что теперь по закону первый пекарь, выработав свою квоту, то есть, проработав чуть больше семи месяцев, должен остановить производство и ждать начала следующего года, когда вступит в силу следующая квота и так далее. Ясно, что второй может спокойно заниматься любимым делом без перерыва, так как его квота позволяет работать в течение трех лет.

Считается, что данная ситуация подвигнет первого пекаря сломать свою неэффективную дровяную печь и купить новую газовую – как у соседа. Это в идеале. А возможен и другой вариант. Первый может выкупить у второго его лишнюю квоту в 400 килограмм и спокойно работать дальше до конца года. Только при этом нужно понимать, что затраты на покупку квоты у первого приведут к подорожанию его продукции, а дополнительный доход у второго, наоборот, позволит ему снизить цену на свои булки. В итоге это может привести к банкротству первого и монополизации рынка вторым. Ну, или, см. вариант один: все-таки вынудит первого пекаря заменить свою печку.

Как вам раскладочка? По мненеию либеральных экономистов – идеальная мотивация для «зеленого скачка». На бумаге.

Что же, скорее всего, будет на самом деле? Предприятия, вынужденные покупать квоты у более технологически продвинутых конкурентов, как это было показано в примере выше, должны будут куда-то списывать эти затраты. Без разницы – на себестоимость продукции или на прибыль, данные платежи неизбежно будут уменьшать их инвестиционный потенциал. Спрашивается, на какие шиши предприятия будут осуществлять «зеленую» модернизацию? В случае с пекарями ситуация не столь драматичная – инвестиции в приобретение новой печи вполне соизмеримы с объемом небольшого семейного бизнеса. А что прикажете делать какому-нибудь Уралвагонзаводу? С десятками тысяч сотрудников, сотнями тысяч квадратных метров производственных площадей и тысячами тонн разнообразных производственных отходов, в том числе и вредных? «Зеленый» разворот» такого монстра потребует миллиардных (в долларах) инвестиций и десятков лет по времени. Да и не факт, что такой разворот в принципе возможен. Представляете мартеновские печи, выплавляющие тысячи тонн металла для изготовления колесных пар и корпусов вагонов или танковой брони, работающие на солнечных батареях или ветряках? Вот и я не представляю… Вот и будет наш локомотив тяжелого машиностроения вечно покупать углеродные квоты у более хитрых и предприимчивых «западных партнеров». За чей счет? Конечно, за государственный, то есть — за наш с вами.

А что же эти самые наши «западные партнеры». Ну, у этих-то как раз все почти в шоколаде. Почему? Да потому что все грязные производства они давно вывели за пределы своих стран. В Азию, Африку, Южную Америку. При этом, не забыв назвать это красивым термином «международное разделение труда». Под это самое разделение и новомодную экологическую повестку и был состряпан новый экзотический продукт – те самые углеродные квоты, которые развитые страны намерены продавать странам третьего мира. Продавать, естественно, за доллары – здесь вам и приятный бонус — дополнительный спрос на теряющую свои позиции всеобщую резервную валюту.

Так что если увидите или услышите очередного рубаку за чистую энергетику и экологию, рассказывающего вам байки про Парижские соглашения и климатический саммит в Глазго, гоните его поганой метлой обратно до самого Парижа или Глазго (лучше, конечно – Чукотка или Магадан). Ничего общего с истинной защитой экологии такие бредни не имеют. Как говорится: ничего личного, просто бизнес.

Ну а к вопросу о том, как на самом деле можно выбраться из энергетического кризиса, не нанося при этом существенного ущерба экологии, мы обязательно вернемся уже в следующем выпуске.

В заключении – традиционный дайджест некоторых событий и публикаций, имевших место за прошедшую неделю:

  1.  Власти США начинают подозревать, что биткоин усиливает климатический хаос.
  2. Как валютный курс влияет на инфляцию.
  3. В США научились делать авиатопливо из воздуха.

Ну и соцсетевое:

  1. Ericsson: внедрение 5G снизит выбросы углекислого газа.
  2. В Китае раскрыт первый случай отмывания денег через государственную цифровую валюту.
  3. Что такое геоинженерия и почему на нее возлагают надежды по спасению климата.
  4. Компания Iberia заявила о первом полете на биотопливе, произведенном из отходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *