Война войной, а что же дальше? Часть вторая.

Сегодня уже можно с уверенностью утверждать, проект «Глобализация 1.0» потерпела крах. Не будем кривить душой – идея была красивая – международное разделение, а затем и углубление труда принесли плоды, на которые никакое иное мироустройство способно не было. Узкая специализация, за счет точечных инвестиций достигшая немыслимых технологических высот – пример Тайваня – яркое тому подтверждение. Страна, сумевшая сконцентрировать в своих границах лучшие умы человечества и самые передовые технологии, сумела завалить весь мир относительно дешевой электроникой. А глобальные финансовые институты, сконцентрированные вокруг самых богатых экономик, за счет дешевого кредита, обеспечили невиданную доселе покупательную способность даже не самого состоятельного населения. Все это в совокупности обеспечило невиданные темпы экономического роста и благосостояния человечества.

Все бы ничего, но система имела один очень существенный порок – поначалу не совсем заметный, но под занавес — вынесший ей приговор. Если в абсолютных величинах общество вроде бы богатело, то в относительных – стремительно катилось под откос в нищету и упадок. Если при классическом капитализме порядок между уровнями самых богатых и самых бедных составлял, по разным оценкам от 5 до 7, то при глобальном мировом хозяйстве он достиг 10 и более. Представьте себе: разница между самым богатым и самым бедным – несколько миллиардов раз!  

Само собой, такой мир не мог существовать долго. Средневековая «модель несправедливости» — богатые богатеют, бедные беднеют, вышла из-под контроля элит. Если на локальном, местечковом уровне  истеблишмент еще мог купировать недовольство собственных подданных, то в условиях глобализации элиты международные ради выгоды и не взирая на лица начали атаковать своих же «местных» собратьев, вынудив уже и их выступить на стороне обделенных. А это уже совсем другая война.

Немецкий геополитик Карл Эрнст Хаусхофер еще в начале прошлого века предсказал, что мир, крайне поляризованный по принципу «ультра – богатые против ультра – бедных», нежизнеспособен. Такой мир обречен рано или поздно быть разделенным на так называемые пан — регионы. Это то, что сейчас называется многополярным миром – вместо одной страны – гегемона, устанавливающей удобные для себя правила, по которым принуждает жить всех остальных, существует несколько центров, концентрирующих вокруг себя более слабые страны, разделяющие ценности своих государств — лидеров. Каждый пан – регион стремится к самодостаточности и независимости от других таких же образований. Для этого внутри него формируется единое экономическое (единая валюта, таможенные преференции, разделение труда), социальное (безвизовые режимы, свободная миграция), культурное (дружественные религии, национальная и языковая терпимость) пространства. Кроме этого, пан-регион формирует единую зону физической, экономической и информационной безопасности внутри своих границ – содержит общую армию и соответствующие спецслужбы.

Между собой пан-регионы взаимодействуют, как правило, через строго определенные и контролируемые государством – лидером шлюзы. На самом деле, человечество уже имеет опыт жизни в подобных пан-регионах в недалеком прошлом: вспомним страны социалистического лагеря, возглавляемые Советским Союзом и страны западной демократии, объединенные под эгидой США. Примерно туда же мы сейчас и движемся, только вместо прежних двух, на это раз ожидается рождение как минимум пяти таких образований. Значит ли это, что жизнь в одних будет напоминать жизнь в прежнем СССР, а в других – жизнь в США или Западном Берлине? Совсем не обязательно. Но об этом – в следующий раз.

01.06.2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *