Продавцы воздуха. Продолжаем.

Когда-то я работал в крупной российской компании – одном из лидеров на рынке информационных технологий. Компания имела (да и сейчас имеет) филиалы во всех федеральных округах, чтобы быть ближе к клиентам и работать с ними в одних часовых поясах. Основными клиентами фирмы являются крупные корпорации из сферы недропользования, нефтехимии, энергетики и транспорта, а также государственные структуры федерального и регионального масштаба.

Естественно, согласно федеральному законодательству, подрядчиков такие клиенты обязаны привлекать на конкурсной основе. Тендерная документация, с требованиями к потенциальным поставщикам может достигать объема в несколько десятков, а не редко – даже сотен страниц. Цена товаров и услуг, сроки поставки, гарантийные обязательства – важные, но не единственные критерии, на основе которых выбирается победитель тендера. Не последний показатель – компетенции, которыми должен обладать претендент. Эти компетенции подтверждаются многочисленными лицензиями, сертификатами, отзывами об уже реализованных у других заказчиков проектах, вплоть до копий документов об образовании руководителей и ключевых сотрудников. Короче, все серьезно.

В числе прочего, практически все заказчики требовали наличие сертификата о соответствии системы менеджмента качества требованиям ставшего невероятно модным в 90-е международного стандарта ISO 9000. Считается, что если организация строит свои бизнес – процессы в строгом соответствии с этим стандартом (а точнее – линейкой стандартов, там он не один), она способна выпускать товары и оказывать услуги самого что ни на есть высокого качества. Одного беглого знакомства со стандартом было достаточно для того, чтобы понять – строгое выполнение его требований должно стоить предприятию ну очень немалых денег. Буквально каждый шаг сотрудников должен соответствовать строгим регламентам, на разработку, поддержание в актуальном состоянии, а главное – на контроль за соблюдением которых требовалось затратить многие тысячи драгоценных человеко-часов. Если у предприятия нет возможности обучить и содержать десяток – другой сотрудников, которые только и занимаются тем, что разрабатывают, планируют, контролируют и отчитываются за качество, можно прибегнуть к услугам сторонних фирм, которые взвалят сей неблагодарный труд на свои плечи.

Венцом борьбы за качество считается проведение аудита с выдачей по его результатам соответствующего сертификата. Аудит – мероприятие не разовое, оно проводится с периодичностью один раз в несколько лет и, конечно, опять же стоит денег. Аудит проводит внешняя фирма и цена этой услуги очень сильно зависит от ее имени. Если вы хотите работать на международных рынках, сертификат, выданный аудитором из Саратова, точно не прокатит. Весьма желателен документ, полученный из рук уважаемой европейской или североамериканской конторы, за который нужно будет выложить сумму, минимум с пятью нулями в евро или долларах. Скажем честно, большинство из российских предпринимателей просто покупали сертификат за пару – тройку десятков тысяч рублей, практически «в подземном переходе» и не парились – для участия в муниципальных тендерах этого было более, чем достаточно. Ну а локомотивам отечественной экономики таким как «Газпром», «Русал» или «Аэрофлот», естественно, приходилось попотеть и включаться в гонку за качество по полной программе с освоением соответствующих шестизначных бюджетов, что не могло не сказаться на кошельках конечных потребителей их услуг – нас с вами.

А знаете, что самое интересное? Позже, уже работая на оборонном предприятии с удивлением для себя открыл, что отечественный оборонно – промышленный комплекс всегда, чуть ли не самого своего рождения работал и продолжает работать по тем же принципам, которые описаны в этом самом пресловутом ISO 9000. То есть скоро уже около века минимум! И все требования к управлению качеством заложены в советских ГОСТах, разработанных в 60-х – 70-х годах прошлого столетия! Как вам такое? То есть то, за что забугорные дельцы стали стричь с нас купоны в лихие 90-е, на самом деле у нас уже было и неплохо работало! И заметьте – относительно бесплатно.

Прибавьте сюда еще кучу прочих навязанных требований, без соблюдения которых вам никто не протянет руки в «цивилизованном» бизнес — сообществе, как-то, например: сертификация цепочек поставок, использование строго лицензионного программного обеспечения,  обязательное страхование рисков, банковские и аудиторские услуги только в «нужных» конторах… Я сталкивался даже с аудитом, связанным с проверкой соблюдения прав сотрудников, относящих себя к секс-меньшинствам! Я не шучу. Если у меня на производстве не организованы туалеты и душевые для людей третьего или какого-нибудь еще по счету пола, это может служить основанием для отказа заключить со мной внешнеторговый контракт! Секс — аудитор должен был ездить ко мне за мой же счет аж из Швеции! То есть я отгружаю им туда вагоны вполне реального продукта, а взамен получаю такого вот перца, на «услуги» которого обязан потратить добрую часть горбом заработанной прибыли…

Если вас это, мягко говоря, несколько удивляет, сочувствую — вы ничего не понимаете в современном международном бизнесе. Как, впрочем, и я – поэтому с тех пор я не торгую со шведами, а тружусь в старой доброй еще советской оборонке. И ничего так, нормально…

10.08.2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *