Хочу предложить рассмотреть довольно интересную и актуальную в свете последних событий тему. Но для начала – небольшой экскурс в историю вопроса.
Не секрет, что классическая индустриальная экономика исчерпала свои возможности еще в середине прошлого века. Выяснилось, что благодаря разделению и углублению труда, материального продукта можно произвести столько, что спрос на него начнет ограничиваться чисто биологическими возможностями потребителя. Ну не может человеческий организм потребить все количество выпущенных товаров чисто в силу физиологических ограничений. Мы уже говорили об этом. Можно было конечно перенаправить излишние материальные потоки для повышения благосостояния беднейшего населения планеты и тем самым, хоть частично, но купировать кризис перепроизводства. Но мы же с вами знаем, что капитализм – не про это.
Выход из положения был найден сначала за счет снижения требований к качеству товаров длительного пользования. Автомобили и бытовую технику стали выпускать с таким расчетом, чтобы их потребительские свойства терялись не через 20 – 30 лет, а всего через 3 года после покупки. Упаковка, качество и способы реализации продуктов питания были изменены так, что значительная часть из них оказывалась на свалке, так и не дойдя до тарелок голодающих. Стандарты медицинской помощи и требования к окружающей среде были переработаны таким образом, что практически каждое живое существо с момента рождения и до отхода в мир иной, должно было находиться под неусыпной опекой ненасытного фармбизнеса.
Довольно долго это работало и позволяло экономике расти. Но через какое-то время человечество (а именно его более – менее имущая часть) опять насытилось и перешло от требований хлеба к требованию зрелищ. На рубеже веков зародилась новая экономика – экономика впечатлений. Туризм, шоу-бизнес, спорт, экстрим, социальные сети и электронные игры, щедро удобренные доступным алкоголем, а кое-где и легализованными легкими наркотиками. Прибавьте к этому присутствие всего этого в любое время и в любом месте, благодаря вездесущему интернету и дешевым гаджетам. Это и есть экономика впечатлений, главным товаром которой являются дофамин, адреналин и еще с десяток других гормонов – так называемых гормонов счастья. Фишка в том, что купить гормоны счастья в аптеке или супермаркете нельзя. Это можно сделать только опосредованно, через реакцию человеческого организма на внешние раздражители. А вот эти самые внешние раздражители новый бизнес вам с удовольствием организует. За деньги, естественно.
В отличие от материального продукта, продукт информационный человек может потреблять в значительно бОльших количествах. Естественным ограничителем для этого являются уже не физиологические возможности человеческого организма, а время для потребления, которым он располагает.
Экономика впечатлений буквально катапультировала кривые графиков ВВП на новые доселе не достижимые высоты. Капитализм снова смотрел в будущее с нескрываемым оптимизмом. Но праздник оказался недолгим. К моменту расцвета экономики впечатлений напряжение глобальной финансовой системы за счет ошибок прошлой классической экономики достигло уровня неизбежного обвала.
Первая ласточка — пандемийные ограничения, изрядно потрепали обывателя, значительно урезав его возможности в получении привычной уже дозы гормонов. Дальше – больше. Прямая угроза жизни потребителей позитивных ощущений, как результат военных действий, терактов и банального дефицита энергии и продуктов питания значительно уронила доходы инфобизнесменов, специализирующихся на продаже мимишного, экстремального и пикантного контента. Но ведь хороший предприниматель знает, что ощущения бывают не только положительными и что страх, горе и смерть продаются не хуже нижеплинтусных сплетен и гламурных скандалов. С этой точки зрения военный конфликт Россия – Украина для адреналиновых наркоманов – просто манна небесная. Так ведь?
Подробнее о том какую бомбу подложили продавцы хоррора сильным мира сего, разберем в следующий раз.
06.07.2022