В прошлый раз мы говорили, что одним из наипервейших требований времени является коренная ревизия действующей нормативной базы. И речь идет не о законах и подзаконных актах. С этим как раз проблем меньше всего. Мы видели как, в случае необходимости, наша Государственная Дума может принимать законы, Совет Федерации их одобрять, а Президент – вводить в действие. На все про все – считанные часы!
Я же сейчас говорю о технической нормативной базе – ГОСТах, ОСТах и иже с ними. Большинство из них были разработаны еще в 70, 80-х годах прошлого века и, естественно, значительно устарели. Особенно те, которые касаются оборонной промышленности. Я не имею ввиду чисто «железячные» документы – ОСТ (Отраслевой Стандарт) на гайку или болт, применяемый в авиационном двигателе или ГОСТ на грунтовку, которой покрывается танк или баллистическая ракета, будут актуальными еще может быть лет сто – пока будут выпускаться эти самые двигатели и ракеты. Речь о документах, которые устанавливают административные процедуры по разработке, постановке на производство, эксплуатации оборонной продукции и не только ее.
С началом СВО оказалось, что существует огромное количество вещей, критически необходимых на поле боя, но, по каким-то причинам туда не попавших. С пушками танками, самолетами и автоматами Калашникова проблем нет, а вот с беспилотниками, тепловизорами, мобильными электростанциями, современным снаряжением, тактическими аптечками и еще многими и многими мелочами – просто беда.
Если вы думаете, что, например, современный снайпер – это, как нам известно из книжек о Великой Отечественной Войне, — пожилой эвенк-охотник, который, забравшись на дерево или укрывшись в овраге, десятками косит вражеских офицеров в окопах на той стороне и после каждой победы вырезает ножом насечку на прикладе своей старенькой трехлинейки – ущипните себя и проснитесь. Современный снайпер – это высокотехнологичный боец, экипировка которого стоит многие десятки тысяч долларов. Кроме непосредственно оружия, дальность прицельного боя которого превышает три тысячи метров (и это – не штатная советская СВД – снайперская винтовка Драгунова, как вы догадались), включите сюда специальные боеприпасы к нему (часто ручного изготовления), цифровую метеостанцию, мощнейшую оптику с тепловизором и дальномером, специализированный гаджет с программным обеспечением для расчета параметров стрельбы, специальный обвес к винтовке для обеспечения незаметности и бесшумности стрельбы, средства связи и геолокации, специальное снаряжение для обеспечения автономного существования вдали от базы в течение нескольких суток. Нести все это на себе в одиночку довольно трудно, поэтому снайпера, как правило, сопровождают один-два помощника. Учитывая то, что у каждого снайпера своя собственная тактика ведения боя, своя техника стрельбы и почерк, комплект перечисленного может варьироваться в самых широких пределах.
Как вы думаете, что из перечисленного закупается Министерством Обороны в рамках Гособоронзаказа? Вот и я думаю, что почти ничего. А почему? А потому, что согласно действующим ГОСТам, любому предприятию, планирующему выпускать продукцию военного назначения, нужно пройти семь кругов ада, чтобы реализовать свою идею. Соблюсти установленную процедуру стоит неимоверных затрат времени и денег. В советское время шутили, что молоток, сделанный на оборонном предприятии стоит как половина «Жигулей» — самой популярной в СССР малолитражки. И эта шутка недалека от истины. Результат неутешительный: частенько полученное из рук интенданта снаряжение прячется подальше, а вместо него используется купленное за бешеные деньги или добытое в качестве трофеев импортное или кустарное. Если хочешь выжить и эффективно уничтожать противника, будь готов тратить на экипировку свои кровные.
Знаю неравнодушных людей, которые организовали многочисленные фонды, собирают в них десятки миллионов рублей, на которые закупаются одежда и обувь, беспилотники, радиостанции, дизель-генераторы, химические грелки, вплоть до элементарных фонариков и наборов инструментов и отправляют все это на фронт – тем, кто в окопах, танках, вертолетах добывает победу. И не вина в том Министерства Обороны – невозможно в рамках гособоронзаказа организовать производство и закупку, допустим, нескольких видов носков – одних – для летчиков, других – для танкистов, третьих – для пехоты. Невозможно к каждому яйцеголовому ботану, умеющему перепрошивать китайские квадрокоптеры до уровня боевых всепогодных разведчиков, приставить военпреда. Нереально гигантский оборонный завод заставить выпускать копеечные фонарики. По большому счету, это и не требуется. Требуется пустить в эти ниши малый бизнес или даже самозанятых, освободив их при этом от непосильных требований, установленных военным стандартами. Просто платите им за работу из оборонного бюджета, а не из частных благотворительных фондов. И все.
ГОСТы, военная приемка, трудовой кодекс хороши в мирное время. Во время военное они становятся тормозом и только мешают. Действие нормативки «мирного времени» сегодня нужно если не отменить, то приостановить.
Иначе можем проиграть.
02.11.2022