Пандемия наглядно продемонстрировала, как уязвима в нынешнем мире узкая специализация. Человек, сложивший все ресурсы в «одну корзину», и если эта корзина в результате пандемической лотереи оказалась без выигрыша, обречен. Одномоментно он теряет не только «все нажитое непосильным трудом», но и возможность переориентироваться на другие ниши, которым повезло больше – там слишком тесно, там его никто не ждет. Поэтому в наше время более защищен человек диверсифицированный, универсальный, хотя навыки его могут сильно проигрывать навыкам узкого специалиста. Пандемия может вызвать массовое «переселение народов» из погибающих отраслей в выжившие, тем самым нам грозит «новое гастарбайтерство» — замещение профессионалов более дешевыми универсалами. И касается это, похоже, не только людей. Многие бренды могут потерять насиженные ниши. Стремительно меняющаяся ситуация может уйти из под контроля неповоротливой корпоративной бюрократии. Транснациональные компании, связанные по рукам и ногам сложнейшими цепями поставок и многоуровневой логистики стали слишком уязвимы перед лицом надвигающегося всеобщего хаоса. Мир атомизируется, чтобы выжить.