Создается впечатление, что вся страна неусыпно следит за ежедневными сводками, сообщающими нам цены на основной экспортный товар России – нефть.
От цен на нефть зависит все – курс национальной валюты, а следовательно – цены на импортные товары в наших магазинах, объем налогов и сборов в казну, а следовательно – благосостояние нашей бюджетной сферы а это – качество образования, здравоохранения, правопорядка и обороны страны.
Нефть – источник благосостояния не только России, но и США, как крупнейшего экспортера, и стран – членов ОПЕК. От цен на нефть зависит стоимость абсолютно всех товаров как повседневного, так и длительного спроса, так как львиную долю в себестоимости данных продуктов составляют материалы, в производстве которых в той или иной степени задействованы углеводороды – будь то пластик, металл, резина или стекло. Транспорт, задействованный в поставках товаров по всему миру, работает на топливе, произведенном из нефти. Электроэнергия, используемая в производстве всего и вся на 80% вырабатывается из ископаемых видов топлива.
Много лет идут дискуссии на тему того, что Россия должна наконец соскочить с «нефтяной иглы» и начать производить товары с высокой степенью переработки, а следовательно – с высокой степенью добавленной стоимости. Это связывают с тем, что буквально через каких-то 10 – 15 лет вся планета перейдет на возобновляемые источники энергии, спрос на нефть, уголь, газ исчезнет и Россия останется без конкурентоспособной экспортной продукции.
Давайте разбираться – так ли это.
Во-первых, когда говорят, что возобновляемые источники энергии, такие как гидро -, ветро – геотермальные, приливные, солнечные, и прочие электростанции, могут составить достойную конкуренцию генерации, работающей на нефти, газе и угле, имеют ввиду всего – навсего производство электроэнергии. При этом забывая, что ископаемые углеводороды – это, прежде всего, сырье для металлургии и химической промышленности. При всем уважении к «зеленой» энергетике, легированные стали, пластики, гидравлические жидкости и смазки, без которых немыслима работа «чистых» электростанций – это все-таки продукты переработки «грязных» углеводородов. Более того, производство наиболее «грязных» компонентов оборудования для возобновляемых источников энергии – меди и алюминия для электрических машин, свинца, лития и кадмия – для аккумуляторов, кремния для солнечных батарей – требуют таких энергозатрат и сопровождаются таким количеством промышленных отходов, что эффект от «зеленой» энергетики, во всяком случае – пока, остается под большим сомнением.
Во-вторых – транспорт. Сколько не говорится о том, что на смену бензиновым и дизельным двигателям семимильными шагами идут двигатели электрические, электротранспорт индивидуального пользования все еще остается малодоступным средством передвижения. А связано это с тем, что чистота электрического транспорта – ни что иное как просто маркетинговый ход и ничего более. Ведь для того, чтобы «заправить» электромобиль через электрическую розетку, нужно эту самую розетку подключить к источнику энергии – электростанции, 80% из которых, как мы говорили выше – работают на ископаемом топливе. Генерируя электрический ток, в количестве, необходимом для зарядки электромобиля, такая электростанция загрязняет окружающую среду намного сильнее, чем современный двигатель внутреннего сгорания обычного автомобиля. Если же говорить о крупнотоннажных грузоперевозках, то здесь явный прогресс налицо только в железнодорожных перевозках — львиная доля железнодорожного транспорта переведена на электрическую тягу еще в 80-х годах прошлого столетия. Что же касается межконтинентальных перевозок – а это – морской и воздушный транспорт, то в этом сегменте обозримого в ближайшем будущем технологического скачка не стоит ждать в ближайшие 30 – 50 лет точно.
Большие надежды в последнее время возлагаются на водородную энергетику. Побочный продукт, выделяемый при работе двигателя внутреннего сгорания, работающего на водороде – обычная пресная вода. Ну не прелесть? Однако и в этой прогрессивной концепции есть свои подводные камни. Какие? Об этом мы поговорим в следующий раз.