Конец эпохи фиатных денег. Часть третья

Прошлый пост я закончил на том, что к середине XX века страны развитого капитала столкнулись с проблемой перепроизводства. Внутренний спрос уже не мог обеспечить высокие темпы роста экономики, а это грозило производителям сокращением производства, работникам – увольнениями, государствам – снижением налоговых доходов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Растущей экономике позарез нужны были новые рынки сбыта. А где их взять, если добрая половина мира, входившая в так называемый социалистический блок, была надежно защищена от свободного рынка «железным занавесом», а страны, которые не входили ни в один из противоборствующих альянсов, как правило, были нищими и никакого интереса в качестве потребителей не представляли?

Здесь, для лучшего понимания, нужно уточнить, что любое развитие может осуществляться по двум направлениям – экстенсивному или интенсивному. Экстенсивный путь подразумевает использование для роста какого — либо целевого показателя большего объема уже имеющегося ресурса. Интенсивный путь предлагает использовать для развития принципиально новый ресурс. К интенсивному пути прибегают, как правило, уже тогда, когда возможности экстенсивного уже исчерпаны. Для примера рассмотрим ситуацию с энергетикой. На протяжении тысяч лет люди использовали для обогрева и освещения огонь, который получали путем сжигания простейшего органического топлива – дров, торфа, кизяка. Чем больше требовалось огня, а особенно остро потребность в нем возросла,  когда человек научился плавить металл, изготавливать керамику и стекло и позже – когда научился использовать энергию водяного пара и электричество, тем больше добывалось примитивного топлива – человечество шло по экстенсивному пути удовлетворения возрастающих потребностей. В какой-то момент запасы и качество топлива достигли предела, для преодоления которого возникла необходимость в качественном скачке. Этот скачок обеспечил повсеместный переход на более эффективные виды топлива – уголь, нефть и газ, которые, в свою очередь, дали толчок к развитию электроэнергетики, паровых машин и двигателей внутреннего сгорания. В этом случае можно говорить, что энергетика пошла по интенсивному пути развития —  прежний результат стал достигаться более эффективным способом.

То же самое можно говорить применительно к экономике и ее составляющей – спросу. Для интенсивного качественного скачка общество еще не было готово – слишком мал был процент населения, готового потреблять намного больше, чем того требовали физиологические и бытовые потребности. Для экстенсивного пути, то есть привлечения новых потребителей из числа населения бедных стран тоже было, казалось, непреодолимое препятствие – эта самая бедность.

Для помощи капиталу, задыхающемуся в рамках ограниченного спроса была придумана гениальная схема, с помощью которой удалось вовлечь многомиллионное население бедных стран в экономический оборот. Этим странам были открыты практически неограниченные кредитные линии. Деньги, даваемые в долг, имели строго целевое назначение – они могли тратиться исключительно на импорт технологий, а для наиболее отсталых – на приобретение ширпотреба из стран – кредиторов. Для упрощения финансовых формальностей были созданы международные финансовые институты, такие как Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, Международный Банк Реконструкции и Развития. Валютой кредитования был назначен доллар США. Федеральная Резервная система принялась за работу. За несколько лет сотни миллиардов долларов были направлены на создание потребительского спроса на товары, производимые в странах, умудрившихся не только сохранить, но и приумножить свою промышленность за годы Второй Мировой Войны. Результатом такой накачки глобальной экономики доступной ликвидностью явилось немецкое и японское экономическое чудо (парадокс – страны, проигравшие войну, по факту оказались чуть ли не основными выгодоприобретателями от собственного поражения). Восставшая, в прямом смысле, из пепла Германия вытянула за собой другие страны Европы, а Япония дала старт возникновению феномена, в последствии окрещенного как рождение «Азиатских экономических тигров».

Те же государства, которые не были столь продвинутыми, чтобы импортировать технологии (речь, прежде всего, о странах Африки и Латинской Америки), как правило, брали в долг под залог природных ресурсов, или других более – менее стоящих активов и просто раздавали доллары населению под символические проценты. Отдавать долги назад, конечно никто не собирался, в результате чего кредиторы в лице перечисленных МВФ, ВБ, МБРР становились владельцами несметных богатств за пределами США. Залоговые активы передавались в управление, а порой – и в собственность тем же самым компаниям – экспортерам. Последние, начав расти на дармовых ресурсах и гигантских выручках как на дрожжах, расползались по «оккупированным территориям», приобретая статус глобальных торгово – промышленных игроков. Для тех, кто хочет разобраться во всех тонкостях этой гигантской аферы, рекомендую книгу Д. Перкинса «Исповедь экономического убийцы» — заверяю вас, вы не пожалеете о потраченном на нее времени.

Дела шли настолько хорошо, что в дефиците оказался и сам основной драйвер экономического бума – доллар. Как капиталисты вышли из сложившейся ситуации (путем отмены Бреттон – Вудских договоренностей), мы подробно разбирали здесь.

Все хорошее рано или поздно заканчивается  и под занавес XX века хорошо отлаженная торговая машина начала давать сбои. Излишняя долларовая масса, сделав свое дело, стала оседать в карманах финансовых спекулянтов и ложиться непосильным гнетом на бюджетах Федерального правительства США в виде государственного долга.

Надо было срочно найти применение «лишним» деньгам.

В заключении – традиционный дайджест некоторых событий и публикаций, имевших место за прошедшую неделю.

  1. ЦБ: банки не высказывались против цифрового рубля.
  2. В СК заявили о росте уровня киберпреступности в 20 раз за семь лет.
  3. За год миллиардеры в США стали богаче на 1,5 триллиона долларов.
  4. Как искусственный интеллект преобразует банковский бизнес.
  5. Как заработать миллион на человеческих слабостях, или Почему ты пошел за хлебом, а купил чучело вальдшнепа.
  6. Экологический кризис капитализма: почему человечество придет к процветанию, только отказавшись от экономического роста.
  7. Вертолетные деньги: как власти США, Европы и России поддерживали граждан.
  8. Россияне накопили за рубежом чертову дюжину триллионов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *