Сегодня позволю себе опубликовать заметку по следам громких скандалов последних дней. Наболело.
Я про молодые «лица» наших крупнейших банков.
В последнее время лицами наших банков и экосистем становятся маргинальные элементы типа шоуменов «М» и «М» (не буду называть конкретные фамилии – всем они и без того хорошо известны). Сеть бурлит потоками справедливого негодования, обрушенными как непосредственно на них, так и на тех, кто данные безобразия придумал и допустил в широкое медиапространство.
У моралистов, которые рвут и мечут по данному поводу наблюдается явный когнитивный диссонанс. С одной стороны, они активно критикуют власть и бизнес за то, что те, якобы не приучены видеть дальше своего носа, по причине чего наша страна вынуждена всегда находится на позиции догоняющего. «Доколе?» — вопрошают они – «Когда же, наконец, наш бизнес перестанет слепо копировать западные схемы и начнет создавать что-то свое – прорывное и уникальное? Когда же, наконец, наш бизнес начнет планировать свою деятельность не на год – два, а на пять – десять – пятьдесят лет?».
Позвольте! Вы уже определитесь. В данной ситуации явно видно, что экосистемы пытаются планировать свою жизнь на пару – тройку десятков лет вперед – как вы и хотели. Сколько лет активной экономической жизни осталось критикам? Десять, от силы – пятнадцать. Можно сказать, что они – уже отработанный материал. Своими действиями бизнес демонстрирует явный интерес к поколениям «зет» и «альфа», нынешним 10 – 17 летним. Ведь через 10 – 15 лет именно они будут определять экономическую жизнь планеты. Отсюда и ориентиры на цифровизацию, толерантность, конформизм.
К сожалению, приходится констатировать, что правила для бизнеса формируются не только и не столько отечественными приверженцами консервативных ценностей. Они все являются привнесенными извне. Если отечественный бизнес хочет быть интегрированным в международные торговые цепочки, он вынужден принимать их. Это очень большая и интересная тема, и я обязательно посвящу ей несколько будущих постов.
В основе экономики будущего, как мы неоднократно говорили, будет лежать информация. Для успеха в том, будущем мире, бизнесу нужно будет знать о своем клиенте все. В погоне за данными, которые уже сейчас являются довольно неплохо монетизируемым ресурсом, хороши все способы. Особую ценность имеют глубоко личная, порой интимная информация, ведь ее обладателю легче всего манипулировать ее носителем, не так ли? Что нужно для того, чтобы получить эту информацию с наименьшими издержками? Очень просто – вынудить владельца самого поделиться, даром. А для этого надо, чтобы распространение такой информации стало делом обычным, не запретным и даже обязательным. Как этого добиться? А очень просто – нужно обратиться к глубинным животным инстинктам, которые, как бы мы ни хотели этого не признавать, остаются одним из главных драйверов человеческого поведения.
Человеческое общество, вопреки законам природы, где право на выживание принадлежит сильнейшим, объявило себя обществом равных возможностей. Но только формально. Фактически же, «право первой ночи», как и в дикой саванне или тайге, принадлежит самым сильным, талантливым, изворотливым и предприимчивым. Слабые, как и сто и тысячу и десять тысяч лет назад, вынуждены довольствоваться объедками с барского стола. Что им остается? А ведь так хочется побарствовать самим! Отсюда, посредственности, вдохновленные декларациями о равных возможностях, чтобы хоть как то сверкнуть на общем тусклом фоне, вынуждены выкладывать на всеобщее обозрение фото своих гениталий (не хочу обобщать, конечно же, просто отсылаю к наиболее показательному тренду). И наиболее настойчивым в этом деле, действительно, иногда улыбается удача, создавая иллюзию возможности у миллионов последователей.
Негодующий вопрос моралистов о том, что мешает сделать лицом бизнеса, например, победителей интеллектуальных олимпиад или выдающихся спортсменов, говорит о том, что критики просто не понимают элементарной разницы между массовым и элитарным сегментами рынка. Одни эмоции. И это, некоторым образом, обесценивает их, справедливую, конечно же, претензию к первым лицам скандальных компаний. Возможна, конечно, и иная ситуация: критики все прекрасно понимают и разбираются в маркетинге. В этом случае нами просто пытаются манипулировать. А это уже совсем другая песня, как говорится…
Чему мы тогда удивляемся? Бизнес, ориентированный на массовый сегмент, как раз делает все правильно: он седлает новый, пусть небогоугодный, но прибыльный тренд – в деле стрижки купонов все методы хороши! Он просто выстраивает стратегию на много лет вперед. Конечно, впечатляет, что первая экосистема видит наше будущее как общество гедонистов и фриков. Но тут нужно понимать: лучший продавец в наше время – это репутация. Хорошая или плохая, плюсовая или минусовая, безупречная или скандальная – не имеет значения. Главное, чтобы — не нулевая.
А для нас — не повод ли это в очередной раз хорошенько задуматься? Это — сигнал прежде всего нам – нынешним родителям — это мы позволяем нашим детям возносить на божничку подобных персонажей. И бизнес в этом случае, как это ни странно, делает благое дело – позволяет нам заглянуть на некоторое время вперед – смотрите, что и кто ждет нас в будущем. Я бы на месте критиков, наоборот – памятник поставил руководителю крупнейшей экосистемы России, который как бы хочет сказать: «Люди, посмотрите куда вы катитесь!».
Я не занимаю позицию ни одной из сторон. Упаси Бог защищать ценности наркоманов и прочей нечисти, защищающих свободу отношений всех со всеми, включая даже неодушевленные предметы. Но при этом не принимаю и позицию моралистов, призывающих огнем и мечом выжигать ненавистную ересь. Ведь тем самым они вносят еще больший раскол и в без того до предела поляризованное общество.
Истерить на всю деревню – много ума не надо. Если хотите что-то изменить – начните с себя! Призываете народ покидать столицы и ехать осваивать регионы? Так подайте личный пример: продайте, а лучше – подарите свою недвижимость в Москве нуждающимся, а сами езжайте осваивать глубинку — в Читу или Бодайбо. Агитируете за воздержание и аскетизм? Ну так заканчивайте рекламировать в своих сетевых каналах модные бренды и отсвечивать на элитных тусовках и глянцевых обложках. Иначе чем вы отличаетесь от ненавистных вами персонажей, тех, кто монетизирует свою репутацию? Вы же делаете то же самое, только более цивильным, по вашему мнению, способом.
Предлагаю, пока не поздно, самим посмотреться в зеркало и подумать – может что-то нужно «поменять в консерватории», пока не поздно?
А может, уже поздно?
В заключении – традиционный дайджест некоторых событий и публикаций, имевших место за прошедшую неделю:
- Экологическая миграция: что это?
- Глава ЦБ заявила, что за цифровыми валютами будущее России.
- Города мира, которые могут полностью исчезнуть к 2100 году.
- 10 величайших перемен последнего десятилетия.
- Сможет ли Россия заработать на водороде?
- Walletmor выпускает платежные имплантаты (англ).