В прошлом выпуске мы говорили о мегапроекте, цель которого – сбалансировать территориально–экономический перекос, присущий нашей стране. Если мы посмотрим на карту плотности населения РФ, мы увидим, что основная доля населения сосредоточена в юго-западной части страны, а восток и северо-восток остаются практически безлюдными. Очевидно, что вызвано это, в первую очередь, более мягким климатом на юго-западе. Что ни говори, стремление жить в условиях более теплого климата продиктовано самой природой – существование живых организмов в суровых северных условиях требует от них на порядок бОльших энергетических затрат по сравнению с обитателями южных широт. К тому же, от климатических условий очень сильно зависит эффективность сельского хозяйства – основного источника продуктов питания человека. Да что я рассказываю? Вы и без меня прекрасно знаете, что наблюдать из окна вечно зеленые пальмы на берегу ласкового теплого моря намного приятней, чем унылую тундру и вечные льды.
Исторически, вплоть до 16 века, государство Российское строилось путем присоединения густонаселенных территорий к югу и западу от тогдашних столиц – Новгорода, Владимира, Киева, Москвы. Вместе с новыми обширными территориями, русские князья получали в подданство и их многочисленное население. Восточные земли тогда не представляли особого интереса, так как природные ресурсы, которыми они богаты, еще не стали играть той роли в экономике, которую они играют сегодня. Да к тому же они находились под протекторатом осколков Золотой Орды, пришедших в упадок, но еще довольно сильных в военном отношении.
Активное освоение Сибири и Дальнего Востока началось при Иване Грозном и осуществлялось, главным образом, путем заселения небольших территорий с небольшим острогом в центре, в котором располагался войсковой гарнизон и власть в лице наместника московского правителя. Основным предназначением таких поселений — крепостей являлась защита интересов русских купцов, торговавших с местным населением. Позже, освоенные таким способом территории, стали населяться казацкими общинами, которым позволялись, в обмен на услуги по охране новых государственных границ, многие вольницы в виде права устанавливать собственные порядки на подконтрольных территориях и грабежа коренного населения. Период с 17 по 19 века был отмечен притоком новых жителей в лице ссыльных преступников, беглых крепостных, старообрядцев, а также многочисленного торгового люда, мелких чиновников и ремесленников, рассчитывавших сколотить капитал или карьеру на необжитых территориях. Суровые условия и недружественное отношение коренного населения заставляли русских жить компактно в пределах небольшого количества поселений, которые впоследствии стали губернскими, а затем и областными центрами современной восточной России. Транссибирская железнодорожная магистраль, построенная царем Александром III в конце 19 – начале 20 века позволила соединить эти города – крепости самым быстрым на то время видом транспорта, благодаря чему продолжительность доставки пассажиров и грузов за Урал и обратно вместо месяцев стала занимать считанные дни.
Удивительно, но даже десятилетия «советского экономического чуда», о котором мы говорили здесь, не привнесли существенных изменений в картину структуры заселенности Сибири. Крупные города если и возникали, то в местах освоения крупных месторождений природных ресурсов (Нижневартовск, Норильск, Братск). В основном же развитие шло путем расширения границ старых городов, расположенных вдоль Транссиба, промышленный потенциал которых был серьезно усилен за счет переноса в них предприятий из европейской части страны во время Великой Отечественной Войны, а также за счет развертывания значительного воинского контингента с целью обеспечения безопасности восточных рубежей во время противостояния Советского Союза с Китаем в 50-х – 80-х годах прошлого столетия.
Город Ангарск, например, был построен в 40-х годах прошлого века вокруг нефтехимического комбината, оборудование для которого было вывезено из Германии и Румынии в рамках репарации – возмещения ущерба, нанесенного Советскому Союзу в ходе Великой Отечественной Войны. Население Читы в лучшие годы практически наполовину состояло из военных и членов их семей.
К сожалению, несмотря на все усилия русских монархов, а затем и советского руководства, «великое сибирское переселение» так и осталось грандиозным, но не реализованным прожектом. Если вам когда-нибудь доводилось путешествовать по БАМу (Байкало-Амурской Магистрали), вы наверняка помните монументальные, но, увы, заброшенные станции и поселки. Жалкое зрелище представляют собой руины многочисленных предприятий, военных городков, аэродромов, полигонов в Забайкалье, Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. Стоило уйти оттуда военным и все гражданское население, оставшееся без средств к существованию, вынуждено было покинуть насиженные места и перебраться в близлежащие районные и областные центры. Наиболее социально и экономически активные жители последних, в свою очередь, стараются перебраться сами или, в крайнем случае, отправить своих детей на постоянное место жительства в более «цивилизованные» западные районы России. Стабильный и довольно многочисленный отток населения из Зауралья – головная боль не первого поколения региональных властей нынешней России.
Соответственно плотности населения распределена и экономика. Что такое экономика? Это, прежде всего, рабочие руки, которые создают продукт и потребители, которые этот продукт покупают. Поэтому вся экономическая активность сосредоточена вокруг этих двух категорий.
В нынешней непростой военно-политической ситуации, в которой оказался мир, колоссальная диспропорция, когда на 80% территории страны приходится только 20% ее населения, для России стала реальной угрозой безопасности. Правительству уже дано распоряжение подготовить план очередного «восточного похода». Задача не из легких. Ведь основной проблемой, которую надлежит решить – это мотивировать не десятки и даже не сотни тысяч, а миллионы людей на самоотверженность и лишения. Без этого – никак.
Ну что, кто готов, подобно романтикам прошлого «ехать за туманом и за запахом тайги»? Обсудим в следующий раз.
В заключении – традиционный дайджест некоторых событий и публикаций, имевших место за прошедшую неделю:
- Прежде всего – по обсуждаемой сегодня теме: здесь, здесь и здесь.
- Что такое «экологичное топливо» и почему из-за него подорожают авиабилеты.
- Китай создаст глобальную клиринговую сеть для мобильных платежей с использованием цифрового юаня (англ).
- Эрмитаж объявил о старте продаж NFT-токенов.
- Что происходит на рынке сохранения энергии.