Сложность VS простота.

Меня редко заносит в геополитику самого что ни на есть высшего уровня туда, где она начинает соперничать с философией. На этот раз рискну внести скромную лепту в этот нелегкий вопрос, дабы высказать свой взгляд на эпоху катаклизмов, так внезапно накрывшую еще вчера мирно дремлющих сытых обитателей Земли.

С ранних пор нас учили, что, в числе прочих, существуют два основных метода научного познания мира – анализ и синтез. Анализ – это расчленение сложного многомерного объекта, поведение которого трудно описать на более мелкие составные части, строение которых поддается описанию с помощью какого – либо формального аппарата. Например – математическими формулами. При этом возникает возможность описать поведение отдельных частей довольно несложными моделями, а взаимодействие между этими моделями, как правило, приносится в жертву ради простоты.

В противоположность анализу, синтез – обратное действие сбора из мелких частей более крупных объектов, в результате которого у оных появляются новые свойства, не равные простой сумме свойств составных частей. Это называется синергией или эмерджентностью. При синтезе поведение отдельных компонентов системы становится не таким уж и важным – на первое место выходит взаимодействие между ними.

К чему я это все? Издревне человеческая цивилизация отдавала предпочтение анализу, как наиболее простому и понятному. Ведь делить и разрушать всегда проще, чем объединять и созидать. Естественные науки в познании традиционно двигались по пути расчленения крупного не мелкие составляющие: организм делили на клетки, клетки – на молекулы, те, в свою очередь – на атомы и так далее до тех пор, насколько позволяли измерительные инструменты. Не отставали от них и науки социальные. Принцип «Разделяй и властвуй», автор которого доподлинно не установлен – яркий пример аналитического подхода к управлению подданными. Результат: иерархическая структура общества не знала альтернативы на протяжении всей истории существования человечества. Яйцеголовые эксперты, которые знают все и обо всем неспроста традиционно называются аналитиками. Можно привести еще сотню примеров, доказывающих, что именно аналитическая парадигма являлась и является определяющей при организации доступной нам для наблюдения биосферы.

Теперь обратимся к синтезу. Вопросы функционирования сложных систем волновали ученых, начиная с древних философов не меньше прочих. Проблема состояла в том, что наиболее распространенный инструмент для моделирования окружающей действительности – математика, изначально и до сих пор лучше всего манипулирует числами, то есть предназначена для толкования КОЛИЧЕСТВЕННЫХ характеристик систем. Сложные же системы, в первую очередь, характеризуются КАЧЕСТВЕННЫМИ признаками. Описать качество языком математики, как оказалось, задача нетривиальная, но за отсутствием альтернативы, ученым пришлось придумывать самые разные изощренные способы. Изучение сложности требовало применения сложных инструментов. В результате с возникновением термодинамики человечество вынуждено было изучать и развивать математическую статистику, квантовая механика дала толчок развитию линейной алгебры и теории групп, общая теория относительности – топологии, дифференциальной геометрии и тензорному исчислению. Все вместе, в итоге, породило науку для изучения сложности — нелинейную динамику.

Конечно же, с возникновением перечисленных наук ньютоновская механика не потеряла своей актуальности. Просто если на заре своего развития ей приписывалась чуть ли магическая сила, способная объяснить все процессы, протекающие во Вселенной, то в более зрелом возрасте ее роль низверглась до описания простых изолированных систем, в чистом виде очень редко встречающихся в окружающем нас мире. Не ошибусь, если скажу, что каждый второй из читателей с легкостью вспомнит формулу второго закона Ньютона. Но даже не каждый продвинутый студент физфака сможет навскидку написать уравнение Эйнштейна для гравитационного поля. Хотя, при некоторых условиях, одно можно вывести из другого. Потому как Ньютон – это анализ, это легко. Эйнштейн – это синтез и это сложно.

Настало время когда анализ перестал удовлетворять требованиям времени. Постепенно его место начал занимать синтез. Но об этом – в следующий раз.

23.11.2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *