Цифровые деньги центральных банков – вопросов больше чем ответов. Часть 3.

Продолжаем изучать цифровые валюты центральных банков – CBDC, а именно те их свойства, о которых не говорится в официальных презентациях регуляторов.

Версия вторая.

Бесконтрольная эмиссия в связи с глобальными экономическим кризисами последних лет, называемая дипломатично «политика количественного смягчения», как правило, не имеет должного эффекта и в долгосрочной перспективе только усугубляет течение кризиса. Это похоже на тушение пожара бензином.

Государство, эмитировав некую сумму, фактически теряет над ней контроль. Регулирование экономики при этом производится методом «ковровых бомбардировок» — безадресно и субъективно. Человек несовершенный редко может потратить деньги так, чтобы эта трата максимально соответствовала интересам общества. Как ни крути деньги – общественное достояние и, несмотря на то, кто в конкретный момент времени является их распорядителем, должны работать на благо всего общества. Цифровизация денег, в первую очередь, позволяет пометить каждую виртуальную купюру. Что это значит? Это значит, что каждая цифровая купюра становится подконтрольной. Теперь эмитент знает: где, когда, кем и на что она потрачена. Это дает эмитенту практически неограниченные аналитические возможности и, по результатам такой аналитики – возможность «ручного» управления практически каждой отдельной цифровой купюрой. В результате анализа эмитент знает, в каких секторах экономики деньги работают эффективнее, а в каких – не очень, оборот каких активов дает наибольшую экономическую отдачу. Вплоть до того, что отслеживая платежи конкретного человека или домохозяйства, можно сделать вывод об ответственности гражданина и уровне его экономической зрелости. По результатам таких оценок можно применять различные «точечные» методы (тонкая настройка) денежно — экономических потоков, при необходимости ограничивая или, наоборот, стимулируя их отдельные составляющие. В эпоху кризисов такая возможность может быть востребована как никогда. Да и просто отслеживание движения каждого рубля, даже без корректирующих воздействий, позволит лучше понять, как работает экономика.

Но, как известно, любое благое намерение имеет как положительную сторону, так и отрицательную.

В прошлом выпуске мы говорили о том, что любая денежная система основывается на доверии. Если эмитент не пользуется доверием населения, его валюта слаба и волатильна и требует обеспечения каким-либо надежным активом. Несмотря на удобства, которые дают электронные деньги с их мгновенными платежами, овердрафтами, удобной конвертацией и прочими, значительной популярностью все же по-прежнему остаются наличные. Почему? Потому что сделки, осуществляемые посредством наличных денег, в отличие от электронных — анонимны. Отследить похождения купюр и монет, даже при современных технологиях, практически невозможно. Каждому человеку есть, что скрывать от окружающих и его экономическая деятельность – не исключение. «Оптимизация» налогов, покупка незаконных товаров, желание не афишировать истинные объемы доходов и расходов – вот те причины, из-за которых люди предпочитают анонимизировать свои финансовые дела. Расчеты электронными деньгами полностью исключают такую анонимность. Я имею ввиду, конечно же, официальные электронные деньги, транзакции с которыми подконтрольны банковским информационным системам.

Несколько иначе обстоит дело с криптовалютами. Анонимность платежей посредством цифровых токенов снискала им невероятную популярность среди воротил теневого бизнеса. Но, во-первых, криптомонеты не являются полноценными валютами и расчеты с их помощью возможны до поры пока их можно обменять на официальные деньги. Во-вторых, они не имеют надежного обеспечения и поэтому подвержены сильному влиянию активности финансовых спекулянтов. Ну, и в третьих, центральные банки утверждают, что хоть для оборота их цифровых валют и будут использоваться технологии блокчейна, ничего общего с «чистыми» криптовалютами CBDC иметь не будут, так как по определению, последние будут являться просто одной из разновидностей традиционных фиатных денег.

Так что, несмотря на рисуемые преимущества CBDC, их прозрачность может отпугнуть потенциальных «жирных котов» — приверженцев традиционных постулатов о том, что «деньги любят тишину». Исходя из этого, можно сделать вывод, что проекты CBDC нацелены на весьма отдаленную перспективу и рассчитаны, в первую очередь, на нынешних тинэйджеров, для которых понятие приватности не так остро как для более консервативного поколения их родителей.

Интересно? Тогда не будем останавливаться и продолжим расследование в следующем выпуске.

В заключении – традиционный дайджест некоторых событий и публикаций, имевших место за прошедшую неделю:

  1. О структуре средств ФНБ в разрешенной иностранной валюте и золоте.
  2. Цифровая карма: как будет работать система социального кредита в Китае.
  3. Почему богатеют банки, а люди – нет?
  4. Цифровой рубль: зачем он запускается и как будет работать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *